Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

С одной стороны, это, конечно, типичная фашистская демаго­ гия, не заслуживающая предметного анализа, но с другой стороны надо иметь в виду, что русские фашисты хорошо организованы, физически подготовлены и вооружены, а власти, особенно на мес­ тах, не только не препятствуют их деятельности, но и иногда им сочувствуют и морально поддерживают. В период экономической депрессии это исключительно опасно. Как мы видим, при всей внешней простоте понятие "национа­ лизм" очень сложное, неоднозначное и трактуется оно многими по- разному. Особенно сложным является понятие "русский национа­ лизм". Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов, связанных с особенностями исторического развития у славян и соседних народов в течение многих столетий. По мнению Л. Н. Гумилева, у каждого народа есть свой воз­ раст, специфические особенности развития и взаимоотношения с другими народами, свои взлеты и падения. "И то, что сейчас на­ зывается советским народом, по мнению ученого, имеет глубокое не только социальное, но и естественно-природное основание - русский суперэтнос. В него входят кроме русских самые различные этносы: украинцы добровольно присоединившиеся к России и пла­ тившие ей, кстати, еще большие налоги, чем требовала Польша, но получившие в России как православные свободу продвижения по административной лестнице, татары, калмыки, казахи, узбеки, киргизы, грузины и многие другие. Но различия между ними всегда меньше, чем между русскими и европейцами или монголами и китайцами. И поэтому французские фамилии русского происхождения - редкость, а из русских тюркского происхождения состоит вся русская история... Единство наших на­ родов глубоко историко-географическая реальность, с которой нельзя не считаться, которая одна залог побед, как прошедших, так и будущих, как военных, так и духовных. И вносить в это единство рознь, сеять раздор - преступление, за которое можно дорого по­ платиться в будущем. Поэтому истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и пред­ ставлений, а в самопознании. Это долг, сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Этниче­ ская пестрота - это оптимальная форма существования человече­ ства"1. 1 Славянские ль ручьи сольются в русском море?.. Петербургские встречи / Беседа с Л. Н. Гумилевым, А. М. Панченко, К. П. Ивановым // Литературная учеба. 1990. №6. С. 75. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz