Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
"Существует совершенно неправильное представление о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Отрицать наличие национального характера, "национальной индивидуальности" - значит делать мир очень серым и скучным... Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы не принад лежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выяв ление национальных особенностей характера, знание их, размыш ления над историческим обстоятельствами, способствующими их созданию, помогает нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значе ние. Оно очень важно"1. Д. С. Лихачев оспаривает чрезвычайно распространившееся на Западе представление о русском национальном характере как о "характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного"2. И. А. Ильин вводит понятие христианский (религиозный) на ционализм, который, по его мнению, "...есть восторг от созерцания своего народа в плане Божьем, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия...", он "... открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по своему. Так осмысленный национализм учит человека, что безнацио- нальность есть духовная беспочвенность и бесплодность; что ин тернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов и что сверхнационализм доступен только настоящему националисту. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. "Мировой гений" есть всегда и прежде всего национальный гений, а попытка стать "великим" из интернационализма и пребывая в его атмосфере, да вала и будет давать только мнимых, экранных знаменитостей" или же планетарных злодеев. Истинное величие почвенно. Подлинный герой национален"3. И. А. Ильин отходит от "советской" оценки национализма как "политики и идеологии в области национальных отношений, которая 1Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. С 79-80. 2Там же. С. 81. 3 Ильин И. А. Основы христианской культуры / Собр. соч В 10 т Т 1 М. Русская книга, 1996. С. 326-327. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz