Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

"Существует совершенно неправильное представление о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Отрицать наличие национального характера, "национальной индивидуальности" - значит делать мир очень серым и скучным... Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы не принад­ лежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выяв­ ление национальных особенностей характера, знание их, размыш­ ления над историческим обстоятельствами, способствующими их созданию, помогает нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значе­ ние. Оно очень важно"1. Д. С. Лихачев оспаривает чрезвычайно распространившееся на Западе представление о русском национальном характере как о "характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного"2. И. А. Ильин вводит понятие христианский (религиозный) на­ ционализм, который, по его мнению, "...есть восторг от созерцания своего народа в плане Божьем, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия...", он "... открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по своему. Так осмысленный национализм учит человека, что безнацио- нальность есть духовная беспочвенность и бесплодность; что ин­ тернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов и что сверхнационализм доступен только настоящему националисту. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. "Мировой гений" есть всегда и прежде всего национальный гений, а попытка стать "великим" из интернационализма и пребывая в его атмосфере, да­ вала и будет давать только мнимых, экранных знаменитостей" или же планетарных злодеев. Истинное величие почвенно. Подлинный герой национален"3. И. А. Ильин отходит от "советской" оценки национализма как "политики и идеологии в области национальных отношений, которая 1Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. С 79-80. 2Там же. С. 81. 3 Ильин И. А. Основы христианской культуры / Собр. соч В 10 т Т 1 М. Русская книга, 1996. С. 326-327. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz