Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между со­ бою связаны". "Одно только мы знаем наверное: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национально­ го эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы истины - она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних". "Люби все другие народы, как свой собственный"1. Много писал о национальных проблемах России и Н. А. Бер­ дяев: "Таинственное противоречие есть в отношении России и рус­ ского сознания к национальности. Это вторая антиномия, не мень­ шая, чем отношение к государству. Россия самая не шовинистическая страна в мире. Национа­ лизм у нас всегда производил впечатление чего-то нерусского, на­ носного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шови­ нисты и националисты в массе, они полны национальной самоуве­ ренности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем несвойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русифика­ ции. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает дру­ гих. В русской стихии поистине есть какое-то национальное беско­ рыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы. И как ни поверхност­ ны, как ни банальны были космополитические доктрины интелли­ генции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнацио- нальный, всечеловеческий дух народа... И славянофилы не были националистами в обычном смысле слова. Они хотели верить, что в русском народе живет всечеловеческий христианский дух, и они возносили русский народ за его смирение. Достоевский прямо про­ возгласил, что русский человек - всечеловек, что дух России - все­ ленский дух, и миссию России он понимал не так, как понимают ее националисты"2. Однако, по справедливому мнению академика Д. С. Лихачева: Подробнее см.: Рзаев Д А. Философское наследие Владимира Соловьева по национальному вопросу: Материалы в помощь учителям философии и иных социально-гуманитарных дисциплин. Мурманск: МГПИ, 1996. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 13. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz