Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

дили идею "поликультурного воспитания", которое "...делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Оно имеет сходство с интернациональным воспитанием. В то же время про­ блематика, цели, задачи интернационального и поликультурного воспитания различаются. Как интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопони­ мания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. Вме­ сте с тем, в отличие от интернационального воспитания, поликуль­ турное воспитание предусматривает прежде всего освоение куль­ турно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в поликультурном воспита­ нии учет этнических и национальных особенностей является более важным"1. Естественно, возникает вопрос: А как же сегодня следует от­ носиться к интернациональному воспитанию школьников - одному из направлений формирования гражданственности школьников? Думается, сейчас следует говорить не о пролетарском, а про­ сто об интернационализме. Ибо воспитывая у детей любовь к своей стране, ее культуре, достижениям, мы говорим и о народных тради­ циях других стран, взаимообогащении культур, о вкладе каждого народа, не только представителей рабочего класса, в мировую культуру. Но в этой работе есть и существенные особенности, которые мы раньше не учитывали в должной мере. Россия - многонацио­ нальная страна. Поэтому главное внимание в воспитательной рабо­ те надо обращать на изучение многообразия самобытности культу­ ры, традиций дружбы, хозяйственные связи народов нашей много­ национальной Родины. Интересными и актуальными для нас являются взгляды на национальный вопрос и национальные отношения выдающегося русского религиозного философа В. Соловьева, который опублико­ вал целую серию статей, сведенных им в единую книгу под назва­ нием "Национальный вопрос в России". Вот несколько нестареющих мыслей философа: "Духовная свобода - необходимое условие нор­ мализации национальных отношений". "Полное разделение между нравственностью и политикой со­ ставляет одно из господствующих заблуждений века... эти две об­ ласти - нравственная и политическая - хотя и не могут совпадать 1Джуринский А. Н Развитие образования в современном мире // М.: Владос, 1999. С. 102. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz