Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

в конце 1991 г. им упорно отказывали. Тем сильнее стал порыв к независимости. Во-вторых, лицемерная национальная политика Москвы, на словах поощряющей развитие национальной культуры, а на деле подсекавшей ее под корень. В-третьих, анахроническая иерархия составных частей СССР. В нее входили союзные республики (первый ранг), автономные рес­ публики (2-й ранг), автономные области (3-й ранг), просто области (4-й ранг), национальные округа (5-й ранг), районы (6-й ранг). Пусть получит всемерное развитие принцип культурной авто­ номии. Пусть русское, украинское, татарское и т. д. правительство - не обязательно в Москве, Киеве, Казани - заботится о народном образовании и культуре всех русских, украинцев, татар на всей тер­ ритории бывшего СССР. А развитие экономики пусть координируют губернаторы штатов - крупных регионов, сформировавшихся по принципу не национальной исключительности, а экономической целесообразности"1. В советской педагогике традиционно считалось, что третьим направлением формирования гражданственности школьников яв­ ляется пролетарский интернационализм. Именно этому направле­ нию работы в школах уделялось особое внимание, т. к. Советская Россия, страна победившей пролетарской революции и успешно построившая социализм, была "маяком" для трудящихся всех стран мира. В. И. Ленин писал: "Интернационализм на деле - один и то ко один: беззаветная работа над развитием революционного дви­ жения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропа­ гандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же ли­ нии, и только ее одной, во всех без исключения странах"2. Вождь революции открытым текстом говорит о том, что под­ держивать надо не народы различных национальностей, тогда, ко­ гда они испытывают экономические трудности, а революционную борьбу этих народов, т. е. налицо классовый подход и в этом во­ просе. Что это означало, мы хорошо знаем из новейшей истории, свидетелями и участниками которой мы являемся. Окончание "холодной войны" и, как следствие, ослабление военного, идеологического и политического противостояния снача­ ла социалистической системы, позднее СССР, наконец "послепере- строечной России" и ведущих капиталистических государств поро- Ьестужев-Лада И. В. Россия накануне 21 века. 1904-2004. От колоса к коллапсу и обратно. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 100-101.. Ленин В. И. ПСС. 5-е изд. Т. 31. С. 170. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz