Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Национальные проблемы нашей страны имеют глубокие ис торические корни, поэтому, чтобы разобраться в сущности интерна ционального воспитания школьников, необходимо проанализиро вать причины этих проблем в дореволюционной, советской и пост советской России. Думается, будет правильно признать: 1) в России во все времена, впрочем как и в других многона циональных государствах, объективно существовало неравенство не только классовое, но и национальное; ленинская мысль о том, что "Россия - тюрьма народов" достаточно справедлива; 2) советское государство, провозгласив "свободу наций на самоопределение вплоть до выхода их из союзного государства", на самом деле продолжало еще более жестокую, классовую поли тику по отношению к другим народам и народностям, прикрываясь лицемерными Конституциями, статьи которых "о ленинской нацио нальной политике" никогда не выполнялись; 3) до сих пор у нас нет четкой хорошо продуманной нацио нальной политики, что ведет к непростительным ошибкам, имею щим огромные социально-экономические последствия для народов Кавказа и малых народов Севера, да и для целостности самой Рос сии. Войны в Чечне - это самое убедительное свидетельство этому. И. В. Бестужев-Лада называет три источника и три составные части недовольства национальной политикой советского государст ва по отношению к представителям нерусских национальностей: "Во-первых, грабительская экономическая политика Москвы, вывозившей" в неизвестном направлении до 90% всего произве денного на "местах". Правда, нерусские республики поучали значи тельные дотации за счет русских областей России и Казахстана, а также Украины и Белоруссии. Это делалось по чисто политиче ским соображениям, чтобы прочнее привязать к империи ее "нацио нальные окраины". Но, во-первых, никогда не перекрывали рекви зиций. Во-вторых, принудительное разделение труда при "казар менном” социализме уродовало экономику отдельных регионов монокультурой или крупными предприятиями, требовавшими посто янного притока "гастарбайтеров" извне. В-третьих, пожалованная милостыня никогда не ценится, а отбираемое заработанное вызы вает протест. Все, что требовали республики в данном отношении, - справедливая налоговая политика по договоренности с налогопла тельщиками плюс с его правом распоряжаться оставшимися после уплаты налогов по своему усмотрению. Но до самого краха СССР 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz