Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

1-3 классы - правовой лекторий для детей, который проводят учащиеся юридического класса; 5-7 классы - проведение факультативного курса "Граждано­ ведение"; 8-9 классы - организация лектория гуманитарно-правовых знаний; 10-11 общеобразовательные классы - изучение факультатив­ ного курса "История права"; 10-11 юридические классы - изучение курса "Основы права"1. Исследования ученых Мурманского пединститута показали низкий уровень правосознания наших подростков. Например, на вопрос: "Считаете ли Вы, что желаемого можно достигнуть чест­ ным путем?" утвердительно ответили только 40% респондентов. Вероятно, жизненный опыт школьников накладывается на негатив­ ные моменты социально-экономического развития страны, которые демонстрируют право силы, а не силу права. Правовой нигилизм, продемонстрированный правящей элитой на всех уровнях, не мог не расшатать зыбкую правовую основу подрастающего поколения. Можно добавить к этому резко негативное влияние средств массо­ вой информации, которые редко показывают положительного героя, современника, связавшего свою судьбу со служением обществу и закону. Особую тревогу вызывает тот факт, что чем старше группа опрашиваемых, тем меньше уважения к труду. Нужно признать, что уважение к труду - в значительной степени самостоятельный и от­ ветственный выбор личности. Поэтому тот факт, что только 40% готовы честным путем бороться за избранную цель, соответствует ценностным ориентациям опрашиваемых. Хуже всего то, что с воз­ растом готовность честным путем достигнуть цели у школьников резко снижается2. Таким образом, правовое воспитание школьников - сложная, актуальная проблема, которую невозможно решить быстро воле­ вым желанием государство или усилиями воспитателей (родителей, учителей, преподавателей). Путь ее решения - это длительный про­ цесс, затрагивающий многие стороны жизни общества: социально- экономические преобразования, законотворчество Государственной Думы, местных органов законодательной власти и т. д. Однако этот Подробнее см.: Бирюков С. А., Гусева Н. Б., Лебедева И. А., Рябова Е. Л. Система гражданско-правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1999 № 7. С. 61-63. См.: Рыбкин В. Р. Юность в хаосе реформ. Опыт социально-этического становле­ ния самопознания молодежи Мурманской области в 1994-1997 гг Мурманск МГПИ 1997. С. 51-52 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz