Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

венно-политических) институтов и их исторических корней, об усло­ виях и возможностях уважения человека и его прав в современном мире: толерантность и солидарность, отказ от расизма любого ро­ да, желание совместно жить в демократии. 2. В процессе воспитания ставится цель сформировать у де­ тей три принципа: права человека возникли в определенной культуре и цивили­ зации, тем не менее всегда являются всеобщими по характеру; права человека, будучи всеобщими, требуют уважения к раз­ личиям; права человека суть составные элементы социального и по­ литического пространства демократического общества. 3. Гражданское воспитание осуществляется в процессе пре­ подавания истории, географии, биологии, родного языка и литера­ туры1. Определенные позитивные моменты в правовом воспитании школьников характерны для современной школы. Мы уже расска­ зывали о системе правового обучения в школе и создании удачных учебных пособий для правового образования начиная с 5-х классов. Пятиклассники на уроках изучают "Конвенцию о правах ребенка" (Конвенция принята в 1989 году ООН, ратифицирована Верховным Советом СССР в 1990 году) и другие правовые документы. Старшеклассники имеют возможность получать правовое об­ разование по учебным пособиям: "Основы правоведения" (В. О. Му- шинский), "Политика и право" (А. Ф. Никитин), "Введение в общест- вознание" (Л. Н. Боголюбов), "Азбука гражданина" (В. О. Мушин- ский), "Основы государства и права" (Т. В. Кашинина, А. В. Каши- нин), "Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей" (С. А. Алексеева) и др. Готовятся к изданию вариативные учебники по обществозна- нию: Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. Введение в обществознание; Обществознание (авт. колл., под ред. А. Ф. Никитина); Никитин А. Ф. Обществознание: 8 класс; Мушинский В. О. Обществознание: 9 класс; Кравченко А. А. Обществознание: 9 класс, Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 классы и др. В ряде школ накоплен интересный опыт работы по граждан­ скому воспитанию детей и подростков. Например, в СШ № 25 г. Владимира создана система гражданско-правового образования, которая включает: 1 Подробнее см.: Воспитание в духе прав человека Кафедра // Политические ис­ следования. 1997. № 2. С. 172-179. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz