Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

преступников (не случайно на вопрос: "Если кто-нибудь нарушил ваши законные права, то к кому, куда вы обратитесь за помощью?" - меньше всего хотят обращаться в милицию, считая, что помощи там не найти); конечно, основной причиной низкого правового сознания школьников является прежде всего отсутствие должной правовой основы в нашей стране. Для сравнения с тем, как решается эта проблема в других странах, расскажем о правовом воспитании во Франции - одном из ведущих европейских государств, имеющем давние исторические и духовные связи с Россией. Опыт педагогов Франции интересен для России еще и тем, что, во-первых, французской культуре и менталитету свойственны ярко выраженная гражданственность и патриотизм. Во-вторых, уже в течение многих лет в этой стране функционирует хорошо проду­ манная система гражданского воспитания школьников, некоторые элементы которой, с учетом своеобразия сегодняшней России, можно использовать в нашей системе школьного образования. Гражданское воспитание, его французы называют "воспита­ нием в духе прав человека", является одним из предметов, которые много лет преподаются во французской школе. Уроки по этому предмету ведет (в шестом классе - один час) учитель истории, гео­ графии или французского языка. В четвертом классе значительная часть программы посвящена непосредственно правам человека, в особенности свободам, которые характеризуются как "первейшие из прав". Первая часть этой программы ("Завоевание свобод") носит исторический характер, затем учеников знакомят с практикой сво­ бод в современной Франции. В четвертом классе также дается сум­ ма сведений о европейских интеграционных институтах. В третьем классе к проблематике прав человека школьники возвращаются при изучении раздела программы "Франция - республиканское государ­ ство" (тема "Закон, свободы, правосудие"). Содержание гражданского воспитания французских школьни­ ков проиллюстрируем таблицами. Анализ таблиц позволяет сделать следующие выводы: 1. Гражданское воспитание во Франции является стер всего общеобразовательного механизма. Его цель - развитие у молодежи осознания того, что есть общественная польза и уваже­ ние к закону, а также просвещение относительно прав и обязанно­ стей гражданина во всей полноте. Гражданское воспитание предполагает понимание правил демократической жизни и их глубинных оснований, знание (общест- 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz