Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

принуждения, беззакония, ненависти, насилия - то, что многие деся­ тилетия питало пафос нашей жизни "сверху" и "снизу" Что взамен? Старый, но никогда еще не использованный рецепт: демократия, право... Способны ли мы перестроить в своем сознании пирамиду приоритетов, где государство - это все, общество почти не видно, а личность попросту не существует? Разрыв идеи права с идеалом свободы - наше с вами тяже­ лое наследие. Осознаем ли мы, наконец, что право и свобода еди­ ны и неразделимы. Вне права свобода - произвол, война всех про­ тив всех, где побеждает и становится тираном. Право, которое не есть бытие свободы, не есть мера этой свободы - всего лишь облеченный в правовую фразеологию произвол. Свобода, пре­ зревшая право, - дорога к такому произволу. Не таковы ли уроки последних десятилетий? Предъявляя сегодня справедливые претензии к нашим госу­ дарственным и общественным структурам, не будем забывать, что "они" и "мы" продукт единого для нас общественно-политического развития"1. Поэтому для правового воспитания детей очень важен при­ мер правового сознания, а главное правового поведения учителей, родителей, всех взрослых. "Важнейшим элементом правового сознания, - по мнению Б. Т. Лихачева, - являются нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое ува­ жение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно свя­ зано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотиче­ ское эмоциональное переживание. Огромную роль в правовом соз­ нании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случае нарушения закона. Чув­ ство страха возникает в человеке, утратившем совесть, преступив­ шим закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чув­ ство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона" Для сегодняшних россиян традиционно характерно неразви­ тое правосознание и неуважение к законам. Это подтверждает ряд эмпирических исследований. Так в одном из опросов, проведенных сотрудниками Лаборатории социальной психологии НИИКСИ, было 1Яковлев А От права Силы к силе Права // Наше наследие. 1990. № 4. С 1 2 Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. С. 244 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz