Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

не продуманы механизмы, позволяющие ими пользоваться в жизни. Результатом этого является массовое нарушение законов и госу­ дарством, и предприятиями, и отдельными гражданами. 2. Тяжелое экономическое положение в стране породило чительную безработицу, массовое обнищание населения, социаль­ ное расслоение общества создало условия, почву для роста пре­ ступности, в том числе и детской. Пока мы не имеем возможности говорить о том, что в нашей стране сформировалось правовое государство, т. к. многие права человека еще не гарантированы, даже важнейшие - такие, как жизнь, достоинство и честь человека. Методологической основой процесса изучения прав человека и правового воспитания является формула: права человека абсо­ лютны, интересы государства относительны. А. М. Панченко высказал на первый взгляд достаточно " мольную" мысль о том, что "власть вненравственна по своей при­ роде, никуда от этого не деться. Любая власть - прежняя, нынеш­ няя, будущая, своя, чужая. Другое дело, что и во "вненравственно- сти" есть градации, оттенки, пределы, что власть бывает лучше или хуже"1. К сожалению, экскурс в историю развития любого государства на любом континенте в любую эпоху - подтверждает правильность этой мысли. Однако важнее понять другое. В конечном счете харак­ тер власти, уровень ее нравственности впрямую зависит от уровня правосознания граждан государства. Но процесс формирования правосознания в посттоталитар- ном государстве исключительно сложен, длителен и противоречив. Интересные мысли по этой проблеме высказывает доктор юриди­ ческих наук А. Яковлев в статье "От права силы к силе права": "Не вне нас - не только в нашей идеологии, психологии, на­ циональных традициях, культурных стереотипах и т. п. следует ис­ кать истоки и причины теперешнего кризисного состояния общест­ ва, не вне себя надо вновь искать ответа на вечный вопрос "кто виноват?" Путь к освобождению и возрождению нужно начинать с граж­ данской самооценки, с возрождения личного достоинства и само­ уважения. Это значит - честно открыть для самих себя, каковы же мы. Может быть, все сейчас зависит от того, найдем ли мы, нако­ нец, в себе силы и убежденность, чтобы прервать навсегда цепь Славянские ли ручьи сольются в русском море?. Встреча в клубе "Глаголь" Л. Н. Гумилева, А. М. Панченко, К. П. Иванова // Литературная учеба 1990 № 6 С. 76. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz