Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рож­ дены с правами свободного человека, но стали рабом своих стра­ стей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя гово­ рить. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством или любой страстью, какие описаны святыми отцами или известны нам просто из опыта, уже не свободен. И поэтому свобода в этом пони­ мании неразлучно связана с дисциплиной: чтобы родившись сво­ бодным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я неспособен исполнять приказания, повеле­ ния своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение"1. Второе значение слова "свобода" мы находим в германских языках, которое в глагольной форме значит "любить" и "быть люби­ мым"... это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в со­ зерцательном положении, то есть они друг на друга смотрят как на - говоря уже христианским языком - икону, как на живой Божий образ, который нельзя трогать: перед ним можно преклониться, он должен явиться во всей красоте, во всей глубине, но перестраивать его нельзя. И третье слово - русское - свобода: но тут этимология гораздо более сомнительна, она принадлежит русскому философу А. С. Хомякову и, может быть, не исчерпывающе достоверна. Хомя­ ков производит слово "свобода" от быть сами собой2. Ученики должны понять, что законы могут быть, с их точки зрения, хорошими и плохими, но любой закон следует выполнять. А если тот или иной закон действительно плох, то за его улучшение или отмену нужно бороться правовым путем, активно участвуя в общественно-политической жизни страны: выборах депутатов в федеральные законодательные органы, в органы регионального самоуправления, референдумах, проводимых в стране и т. д. В нашем посттоталитарном государстве очень сложно решать задачи правового воспитания школьников в силу многих объектив­ ных причин. Назовем лишь несколько основных: 1. Отсутствие необходимых законов в самых различных рах жизнедеятельности россиян. Дума медленно разрабатывает и долго принимает законы, а значит создает условия для правового беспредела в стране, много времени занимается политикой.. К тому же уже принятые законы требуют часто доработки, т. к. 1Сурожский А. О встрече. СПб.: САТИС, 1994. С. 191-192. 7 Там же. С. 194-195. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz