Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рож дены с правами свободного человека, но стали рабом своих стра стей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя гово рить. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством или любой страстью, какие описаны святыми отцами или известны нам просто из опыта, уже не свободен. И поэтому свобода в этом пони мании неразлучно связана с дисциплиной: чтобы родившись сво бодным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я неспособен исполнять приказания, повеле ния своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение"1. Второе значение слова "свобода" мы находим в германских языках, которое в глагольной форме значит "любить" и "быть люби мым"... это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в со зерцательном положении, то есть они друг на друга смотрят как на - говоря уже христианским языком - икону, как на живой Божий образ, который нельзя трогать: перед ним можно преклониться, он должен явиться во всей красоте, во всей глубине, но перестраивать его нельзя. И третье слово - русское - свобода: но тут этимология гораздо более сомнительна, она принадлежит русскому философу А. С. Хомякову и, может быть, не исчерпывающе достоверна. Хомя ков производит слово "свобода" от быть сами собой2. Ученики должны понять, что законы могут быть, с их точки зрения, хорошими и плохими, но любой закон следует выполнять. А если тот или иной закон действительно плох, то за его улучшение или отмену нужно бороться правовым путем, активно участвуя в общественно-политической жизни страны: выборах депутатов в федеральные законодательные органы, в органы регионального самоуправления, референдумах, проводимых в стране и т. д. В нашем посттоталитарном государстве очень сложно решать задачи правового воспитания школьников в силу многих объектив ных причин. Назовем лишь несколько основных: 1. Отсутствие необходимых законов в самых различных рах жизнедеятельности россиян. Дума медленно разрабатывает и долго принимает законы, а значит создает условия для правового беспредела в стране, много времени занимается политикой.. К тому же уже принятые законы требуют часто доработки, т. к. 1Сурожский А. О встрече. СПб.: САТИС, 1994. С. 191-192. 7 Там же. С. 194-195. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz