Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

намеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков"1. Такой точки зрения на сущность воспитания придерживались известные психологи и педагоги. Так П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали воспитание как двухсторонний процесс, в ко­ тором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые. Ребе­ нок в их педагогических концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В советской педагогике долгое время считалось правилом: что­ бы человек вырос гражданином, надо предъявлять ему гражданские требования И чем больше их будет, тем в большей степени будут выражены в человеке патриотизм и ответственность. Поэтому одним из условий успешного воспитания считались выработка и предъяв­ ление, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школь­ ников, единых требований школы, семьи, общественности. Учителя в воспитательной работе руководствовались правиль­ ным положением А. С. Макаренко о том, что воспитание начинается с предъявления ребенку обоснованных требований. Но уже в начале 60-х гг. исследования ученых показали, что даже хорошо продуман­ ная и обоснованная система требований не гарантирует успеха в воспитании. Дело в глубинных психических процессах. Оказалось, что более важной проблемой воспитания является проблема моти­ вации любой деятельности ребенка. Действия педагога опосредуют­ ся средой, социальным опытом личности, его психикой. Деятель­ ность бывает результативной, по мнению психолога А. Н. Леонтьева, лишь тогда, когда она имеет для него "личностный смысл". Поэтому воспитатель должен сделать так, чтобы ребенок сам себе предъявил требования, сам поставил перед собой познава­ тельные, социально значимые задачи, а для этого его надо включить в личностно мотивированную деятельность. Подростки, увлеченные любимой деятельностью, могут для ее успешной организации предъявить себе самые серьезные требова­ ния. Например, краеведы школы № 10 г. Мурманска, готовясь к сложным многодневным походам-экспедициям, разработали и ут­ вердили на общем собрании "Правила краеведов-поисковиков": ♦ Все вопросы организации похода-экспедиции (цели, задачи, маршрут, распределение обязанностей и т. д.) разрабатывать коллегиально и утверждать на общем собрании участников многодневного похода; 1Крупская Н. К. Воспитание. Пед. соч.: В 6 т. / Под ред. Арсеньева и др. М.: Педагоги­ ка. 1979. С. 368. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz