Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.
АТОМ СЛУЖИТ ЛЮДЯМ 1. Советские атомоходы Издавна русских мореходов влекли моря Ледовитого океана. Не случайно первый в мире ледо кол «Ермак» был построен по чер тежам русского флотоводца и уче ного С. О. Макарова. «Дедушка» ледокольного флота — т ак ласково называют «Ермак» — многие деся тилетия нес трудовую вахту в су ровой Арктике. Честь ему и слава! Якорь легендарного ледокола се годня установлен у стены Мур манского областного краеведческого музея. С каждым годом все более сложные задачи вставали перед моряками. Рос поток грузов по Се верному морскому пути. А срок навигации был короток. Суда с п а ровыми двигателями требовали много топлива. За месяц пути «Ер мак» потреблял около трех тысяч тонн угля. Кончилось топливо, и л е докол вынужден оставить караван судов во льдах и идти на загрузку угля. А зіа это время ледовая обста новка меняется. Ученые мечтали найти чудо- топливо, несколько килограммов которого заменяли бы тысячи тонн угля. И не только мечтали, но и упорно работали. И добились успеха. Таким топливом стала у р а новая руда. Д ля постройки первого атомно го ледокола — «Ленин» — потребо валось 10 тысяч чертежей. Строили атомоход 500 предприятий. Огром ный это корабль. Длина его 134 метра, ширина — 28 метров. Но не размеры корабля главное. Особен ность судна — «атомное сердце» — реактор. Он дает ледоколу бога тырскую мощность — 44 тысячи ло шадиных сил. Почти в 6 раз боль ше, чем у «Ермака». По чистой во де он идет со скоростью 35 кило метров в час. На корабле две эле к тростанции, мощности которых до статочно для жизни города с насе лением около ' трехсот тысяч чело век. Н а ледоколе более тысячи поме щений: каюты, клуб, кают-компа- нии, библиотеки с читальными з а лами, музыкальные салоны, поли клиника, аптека. Но главное на судне — люди. Первым капитаном атомохода стал П. А. Пономарев. Шестнадцатилетним юношей он н а чал плавать матросом на парусных судах и пароходах. Опытный по лярник участвовал во всех экспе дициях советских судов по освое нию Северного морского пути, командовал многими ледоколами, в том числе и легендарным «Ерма ком». 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz