Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.

АТОМ СЛУЖИТ ЛЮДЯМ 1. Советские атомоходы Издавна русских мореходов влекли моря Ледовитого океана. Не случайно первый в мире ледо­ кол «Ермак» был построен по чер­ тежам русского флотоводца и уче­ ного С. О. Макарова. «Дедушка» ледокольного флота — т ак ласково называют «Ермак» — многие деся­ тилетия нес трудовую вахту в су­ ровой Арктике. Честь ему и слава! Якорь легендарного ледокола се­ годня установлен у стены Мур­ манского областного краеведческого музея. С каждым годом все более сложные задачи вставали перед моряками. Рос поток грузов по Се­ верному морскому пути. А срок навигации был короток. Суда с п а ­ ровыми двигателями требовали много топлива. За месяц пути «Ер ­ мак» потреблял около трех тысяч тонн угля. Кончилось топливо, и л е ­ докол вынужден оставить караван судов во льдах и идти на загрузку угля. А зіа это время ледовая обста­ новка меняется. Ученые мечтали найти чудо- топливо, несколько килограммов которого заменяли бы тысячи тонн угля. И не только мечтали, но и упорно работали. И добились успеха. Таким топливом стала у р а ­ новая руда. Д ля постройки первого атомно­ го ледокола — «Ленин» — потребо­ валось 10 тысяч чертежей. Строили атомоход 500 предприятий. Огром­ ный это корабль. Длина его 134 метра, ширина — 28 метров. Но не размеры корабля главное. Особен­ ность судна — «атомное сердце» — реактор. Он дает ледоколу бога­ тырскую мощность — 44 тысячи ло ­ шадиных сил. Почти в 6 раз боль­ ше, чем у «Ермака». По чистой во­ де он идет со скоростью 35 кило­ метров в час. На корабле две эле к ­ тростанции, мощности которых до ­ статочно для жизни города с насе­ лением около ' трехсот тысяч чело­ век. Н а ледоколе более тысячи поме­ щений: каюты, клуб, кают-компа- нии, библиотеки с читальными з а ­ лами, музыкальные салоны, поли­ клиника, аптека. Но главное на судне — люди. Первым капитаном атомохода стал П. А. Пономарев. Шестнадцатилетним юношей он н а ­ чал плавать матросом на парусных судах и пароходах. Опытный по­ лярник участвовал во всех экспе­ дициях советских судов по освое­ нию Северного морского пути, командовал многими ледоколами, в том числе и легендарным «Ерма ­ ком». 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz