Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.
СТРОИТЕЛЬСТВО Ж ЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА МУРМАН районы страны, где трудящиеся ис пытывали крайнюю нищету. Вербов щики получали вознаграждение за каждого нанятого рабочего, и дей ствовали они по принципу: не обма нешь — не наймешь. Они обещали большие заработки, хорошее пита ние и одежду по дешевой цене, бес платное жилье с отоплением, осве щением и баней. Чтобы люди не пу гались далекого Заполярья, им го ворили, что железная дорога стро ится рядом со столицей, в Петро градской губернии. Это привело к тому, что на строительство неред ко попадали старики и больные. Но людей на стройке не хватало. Стали привлекать к строительству манч- журцев и китайцев, а позже и плен ных австрийцев, венгров, немцев. Дорогу строили наспех, кое-как. Шпалы укладывали на мерзлую землю. В ноябре 1916 года Мурман ская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Весной земля прогрелась и осе ла. Шпалы сдвинулись с места. По езда шли очень медленно. Иногда сходили с рельсов. И все-таки пуск железной дороги имел большое значение для нашего края. Мурман получил транспорт ную связь с центром страны. Почему агенты Мурманстройки обма нывали рабочих, когда вербовали их на стройку? Когда железная дорога была сдана во временную эксплуатацию? 3. Возникновение Мурманска Специальная экспедиция изыс кателей долго выбирала место для строительства порта, конечной точ ки Мурманской железной дороги.. Споров было много. Выбор пал на Семеновскую бухту Кольского з а л и ва. Место оказалось во всех отноше ниях удобным. Сопки могли з ащ и В таких «домиках» жили в 20 годах мурманчане -10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz