Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.

СТРОИТЕЛЬСТВО Ж ЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА МУРМАН районы страны, где трудящиеся ис­ пытывали крайнюю нищету. Вербов­ щики получали вознаграждение за каждого нанятого рабочего, и дей­ ствовали они по принципу: не обма ­ нешь — не наймешь. Они обещали большие заработки, хорошее пита­ ние и одежду по дешевой цене, бес­ платное жилье с отоплением, осве­ щением и баней. Чтобы люди не пу­ гались далекого Заполярья, им го­ ворили, что железная дорога стро­ ится рядом со столицей, в Петро­ градской губернии. Это привело к тому, что на строительство неред­ ко попадали старики и больные. Но людей на стройке не хватало. Стали привлекать к строительству манч- журцев и китайцев, а позже и плен­ ных австрийцев, венгров, немцев. Дорогу строили наспех, кое-как. Шпалы укладывали на мерзлую землю. В ноябре 1916 года Мурман­ ская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Весной земля прогрелась и осе­ ла. Шпалы сдвинулись с места. По ­ езда шли очень медленно. Иногда сходили с рельсов. И все-таки пуск железной дороги имел большое значение для нашего края. Мурман получил транспорт­ ную связь с центром страны. Почему агенты Мурманстройки обма­ нывали рабочих, когда вербовали их на стройку? Когда железная дорога была сдана во временную эксплуатацию? 3. Возникновение Мурманска Специальная экспедиция изыс­ кателей долго выбирала место для строительства порта, конечной точ­ ки Мурманской железной дороги.. Споров было много. Выбор пал на Семеновскую бухту Кольского з а л и ­ ва. Место оказалось во всех отноше­ ниях удобным. Сопки могли з ащ и ­ В таких «домиках» жили в 20 годах мурманчане -10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz