Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА МУРМАН 1. Причины строительства железной дороги В России железные дороги обыч­ но строили там, где было много по­ мещичьих имений или к тем грани­ цам, где имелась опасность возник­ новения боевых действий. В 1914 году началась первая ми­ ровая война. К войне Россия подго­ товиться не успела. Не хватало вин­ товок, патронов, снарядов. Были случаи, когда солдаты, идущие в бой, получали одну винтовку на троих. Пришлось срочно закупать оружие во Франции, Англии. Но как доставить его в Россию? Выход из Балтийского моря закрыли немцы, из Черного — турки. Владивосток далеко от фронта. Архангельск Сборка и установка паровоза на станции Мурманск в зимнее время не мог принимать- грузы — Белое море надолго замер* зало. И это заставило царское прави ­ тельство вспомнить про Мурман.. Стали строить железную дорогу от Петербурга до Кольского залива. Мурманский берег был удобен и для оперативных действий военно-мор- ского флота: здесь хорошие гавани , окруженные неприступными ск а ­ лами. Почему первая мировая война ускори­ ла строительство железной дороги? Как была подготовлена Россия к войне? 2. Как строителей нанимали, жизнь хорошую обещали Когда правительство выделило деньги на строительство железной дороги, встал вопрос: кто будет ее строить? Дорогу предстояло проло­ жить в совершенно безлюдных мес­ тах через тундру, болота, скалы. Не ­ просто было в короткий срок найти желающих работать в таких усло­ виях. Специальные люди, агенты Мур- манстройки, вербовали (нанимали) рабочих. Они отправлялись в те 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz