Дранишников, В. В. Рассказы по истории Кольского края : книга для чтения в 4 классе / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. – 68 с.

КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ КРАЯ Никольская церковь в Ковде храма покрыт осиновым «леме­ хом» — резными дощечками. Успенская церковь охраняется государством. Недавно опытные специалисты реставрировали цер­ ковь. Стоит она сегодня на берегу Варзуги, старинная и молодая, как памятник вдохновенному труду т а ­ лантливых русских зодчих. Что относится к памятникам деревян­ ного зодчества? Почему они находятся под охраной государства? Какими инструментами пользовались плотники? Почему церкви были в то время самы­ ми величественными архитектурными соору­ жениями? Кто строитель Успенской церкви в се­ ле Варзуге? 2. Устное народное творчество Вы слышали слово «фольклор»? В переводе с английского оно озна­ чает «народная мудрость». Фольк­ лор — это сказки, поговорки, посло­ вицы, песни, загадки. А знаете, почему сказки с к а з к а ­ ми называют? Д а очень просто! Сказки потому и сказки, что их ск а ­ зывают. В самые незапамятные времена, когда и писать-то люди Церковь Иоанна Предтечи в Кандалакше не умели, возникли они. Из уст в уста передавались. На лесных до­ рогах путник слышал их от путни­ ка, рыбаки припоминали их у кост­ ра. Длинными темными вечерами мать за прялкой расска зывала их детям; а старый дед, ремонтируя сети, малым внукам. Но вот что ин ­ тересно: люди не просто пересказы­ вали сказку, а каждый на свой л а д изменяя да дополняя ее. Так об­ растала сказка новыми подробно­ стями, становилась ярче, образнее. Часто у сказки сестра появлялась, а иногда и не одна. У разных наро ­ дов есть очень похожие сказки. За многие века сочинил народ и сохра­ нил множество сказок. В них и меч­ та о лучшей жизни, и прославле­ ние героев-богатырей, которые жи з ­ ни за людей не жалели, и что в аж ­ но — в сказках всегда добро побеж­ дает зло. А песни? Кто их не любит? У каждого времени свои песни. У каждого возраста — тоже свои песни. Но есть песни нестареющие, которые всегда нам дороги. Это н а ­ родные песни. Северные песни, мож ­ но сказать, особые: величавые, про­ тяжные, но чаще всего грустные. Кроме песен на севере были еще так называемые «плачки». Их н а ­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz