Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

В течение многих лет историю школ города Мурманска по архив­ ным материалам изучала Агния Михайловна Филянова - проректор отделения заочного обучения учительского института. Эстафету этой деятельности принял Борис Давыдович Зак, заслу­ женный учитель школы РСФСР, работавший в то время инспектором отдела народного образования Мурманска. Ему активно помогали со­ вет учителей-ветеранов при городском комитете профсоюзов работни­ ков просвещения И гороно, его председатель Александра Степановна Павлова, работники- областного краеведческого музея, отдел пропаган­ ды и агитации городского комитета партии. Когда Б. Д. Зак тяжело заболел и ему стало ясно, что он не успеет закончить рукопись, он пе­ редал часть собранного материала в областной краеведческий музей и своему коллеге и соавтору В. П. Манухину. В. П. Манухин завершил начатую работу и в 1977 году подготовил к изданию монографию "Народное образование в Мурманске (1917- 1941гг.)". По ряду причин книга не была опубликована. Редактор рукописи А. Б. Тимофеев писал: "Мурманские учителя и довоенной поры, и погибшие на фронтах, и учителя послевоенных годов заслуживают того, чтобы о них написали книгу. Сколько слав­ ных имен! У Б. Д. Зака интереснейший материал, и остается только сожалеть, что рукопись так и не стала книгой". В начале 90-х годов В. П. Манухин передал рукопись в музей "Ис­ тория народного образования Кольского края", созданный в Мурман­ ском педагогическом институте, и предложил В. В. Дранишникову, своему коллеге по работе в СШ № 10 Мурманска, ее доработать и, если будет возможность, издать. Несколько раз новый соавтор пытался продолжить работу, но ни­ чего не получалось. Дело в том, что это была добротная монография, написанная с использованием большого количества важных, но сухих архивных материалов, партийных и советских документов, статистиче­ ских данных. Значительно изменились подходы в оценке ряда событий и явлений в истории народного образования в стране и крае, очень мал был временной период освещаемых событий - всего 24 года. Кроме того, В. В. Дранишникову хотелось создать книгу не только для специалистов, но и для массового читателя - родителей, школьников, учителей. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz