Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Встречи с директорами школ, учителями, родителями, школьни­ ками иногда наводили нас на грустные размышления. Далеко не во всех педагогических коллективах владеют элементарными сведениями по истории родной школы, о ветеранах педагогического труда - вче­ рашних коллегах, посвятивших всю свою жизнь воспитанию детей: не знают их домашних адресов, телефонов, не поздравляют с праздника­ ми, не приглашают в гости (исключения - юбилеи школы)... Живут учителя-пенсионеры не хуже и не лучше других: болеют, испытывают нужду и, может быть, в силу специфики своей профессии, больше дру­ гих нуждаются в заботе, внимании, ласковом слове... Мы понимаем: административным путем, призывами и увещева­ ниями не решаются сложные проблемы памяти и нравственного воспи­ тания. Но думается, что комиссии, которая аттестует директоров школ, следует учитывать преемственность в воспитательной работе школы, знание истории школы, заботу о ветеранах педагогического труда... Поэтому свой рассказ о сложном пути развития образования на Кольской земле нам хочется завершить размышлениями мудрого чело­ века, философа с космическим мышлением, одухотворенного худож­ ника и гуманиста Н. К. Рериха: "...Учитель существует для постоянного создания и утверждения человеческого достоинства. Кто же скажет молодому поколению о са­ мом прекрасном, о самом творческом, о самом мощном, о геройском, о самом познавательном. Действительно, от учителя мы ожидаем веда- ния самых высоких понятий. Мы ожидаем от него и терпения, и неус­ танного труда, и постоянного обновления, и в то же время мы не забо­ тимся о том, чтобы эти высокие условия и запросы были достаточно обеспечены. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли за­ быть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подав­ ленный не вызывает восторга? Можно ли считать учительство ничтож­ ным занятием? Можно ли ждать от детей просветление духа, если школа будет местом принижения и обиды? Так говорю, так повторяю, 615

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz