Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы не ставили в своих очерках задачу "объять необъятное", рас­ крыть все страницы истории народного образования Кольского края, рассказать обо всех подвижниках педагогического труда, обо всех учебных заведениях края. В одной книге это сделать невозможно. Мы лишь предприняли попытку показать главные тенденции развития на­ родного образования края на разных этапах сложной и противоречивой российской истории. Безусловно, какие-то события мы упустили, вспомнили не всех достойных учителей и организаторов народного образования Кольско­ го Заполярья. Более того, мы понимаем, что такие используемые нами исторические источники, как воспоминания, наряду с достоинствами имеют недостатки. Свидетельства учителей-ветеранов отличаются эмоциональностью и хорошо передают менталитет времени, но память нередко подводит людей, особенно в преклонном возрасте: они иногда путают события, даты, фамилии... Очень убедительно подтверждает это мнение письмо Б. Д. Заку от Т. С. Ценева - директора и учителя СШ № 6 Мурманска в 30-е годы, написанное в 1973 году из Переславля-Залесского: "Дорогой Борис Давыдович! Вы взялись за большое, благородное дело. Я с великим удовольст­ вием хотел бы оказать вам посильную помощь, но, увы, для этого надо иметь талант К. Симонова... Я знаю, что историку нужны факты, а не общие слова, а как рас­ сказать о человеческих подвигах, как их измерить... Дорогой Борис Давыдович! Будьте великодушны, извините за за­ держку с ответом. Мне очень жаль, что не смог оказать Вам должной помощи в Вашем благородном деле. Старость не радость, память под­ водит, а писать о том, в чем сомневаюсь, не могу... " К тому же, так уж устроен человек, что каждый из нас с большим удовольствием вспоминает те события, в которых мы проявили себя с лучшей стороны... Следовательно, записывать воспоминания следует своевременно, когда их легко проверить на историческую объектив­ ность. 614

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz