Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Национальная школа в Ловозере В 1974 году Ловозерская средняя школа-интернат (директор И. И. Иванова) по настоятельным просьбам населения района была преобразована в национальную школу. Это единственная в Мурман ской области школа такого типа. Содержание учебно-воспитательного процесса в ней принципиально иное, чем в обычной средней школе. Учебный план школы в основе имеет учебный план, разработан ный для школ народов Крайнего Севера. Преподавание ведется на рус ском языке, так как здесь обучаются дети шести национальностей. Из 222 учащихся саамов - 103, коми - 61, русских - 45, ненцев - 8, украин цев - 2, белорусов - 2, эвенков - 1. В школе-интернате проделана большая работа по созданию учеб- но-методического комплекса по саамскому языку: программ, учебни ков, методических пособий для учащихся и учителей, дидактического материала и т. д. Пока такой комплекс создан лишь для начальной школы. Кроме саамского, в начальной школе ведется преподавание языка коми. Школа поддерживает тесную связь с Республикой Коми: министерство образования этой республики обеспечивает школу учеб- но-методическими пособиями, традиционным стал обмен делегациями между столицей саамского края и Сыктывкаром. Ловозерские учителя перенимают опыт работы педагогов Сыктывкарской школы-интерната, в частности А. Я. Бахтиной в преподавании языка коми. В учебный план национальной школы введен предмет "Нацио нальные промыслы". Девочки под руководством опытной мастерицы А. М. Сапельниковой осваивают обработку кожи и меха, мальчиков преподаватель А. А. Иванов обучает обработке кости и рога. Есть и трудности: не хватает бисера, сукна, ниток. С 1990 года преподается "Национальная культура народов Севера" по программе, разработанной институтом повышения квалификации и переподготовки образования под руководством Н. Е. Афансьевой. Национально-региональный компонент наиболее ярко и глубоко проявляется в содержании предметов гуманитарного цикла: на уроках литературы изучается устное творчество народов Севера, произведения саамских писателей и поэтов: О. Вороновой, Э. Галкиной, А. Бажанова, Е. Коркиной; на уроках истории изучается история, быт, культура народов Севера, происходит знакомство с их героями. В результате 581 Общеобразовательные учебные заведения нового типа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz