Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Комплексная система преподавания ской литературой. Поэтому педсовет принимает решение: всем учите­ лям сдать имеющуюся у них методическую литературу в организован­ ную при школе педагогическую библиотеку. 3 октября 1925 года на педсовете объединенной школы присутствовали, кроме 15 учителей этой школы, 5 человек от Кольской железнодорожной школы, предста­ вители школ Дровяного, Александровска и других. Обсуждались учеб­ ные планы по I ступени на первый триместр. В 1924 году открылись две летние площадки, одна из них при Мурманской объединенной школе. Так было положено начало дошко­ льному воспитанию на Мурмане. В 20-е годы молодая советская школа находилась в стадии иска­ ний в области содержания и методов преподавания. Были введены про­ граммы ГУСа (Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР). Согласно им в I ступени предметная система преподавания заменялась комплексной. В основу обучения были положены темы, знакомящие с трудом, природой, обществом. Они разрабатывались по годам обучения с учетом местных условий. Для освещения той или иной темы привлекался материал различных учебных предметов. Так, в период изучения комплексной темы о рыбной путине ученики чита­ ли, писали, решали задачи о рыбной ловле в Мурманской губернии, о жизни моряков, рисовали и пели песни на эту тему. Во II ступени остались прежние предметы; при прохождении их изучались "мест­ ные" производственные темы ("Железная дорога", "Порт" и т. п.). Комплексная система способствовала укреплению связи школы с жизнью. В этом ее положительная сторона. Но в то же время она на­ рушала принцип системности в изучении основ наук и поэтому не обеспечивала прочных знаний учащихся. Летом 1924 года Мурманский губоно и отдел просвещения Мур­ манской железной дороги направили всех учителей области в Петроза­ водск на курсы для овладения новыми программами и методом про­ ектов. "Нас обучали, - вспоминает Глафира Николаевна Петрова, - ква­ лифицированные методисты из Ленинграда. Читались лекции на обще­ ственно-политические темы, совершались экскурсии. А в конце курсов нас свозили на экскурсию в Ленинград. Это была хорошая зарядка. Мы 63 Школы Мурманска в 20-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz