Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Мурманска в 20-е годы Объединенная школа I и II ступени в 1925/26 учебном году гова Е. Д. - учительница рисования и черчения; учителя начальных классов Петрова Г. Н., Шумилова А. М., Сулнская А. И., Петухов П. С., Демченко Ф. К., Филимонова Е. А., Михайлова К. М., Михеев Г. П., Воронова М. А., Агламазова В. В. В архиве сохранился отчет Мурманской объединенной школы за 1924/25 учебный год1. К этому времени она была переведена из раз­ бросанных в разных концах города неприспособленных помещений в три барака (№ 507, 508 и 509) на ул. Моряков (теперь ул. Челюскин­ цев). Школа приобрела мебель и учебные пособия, не было срывов занятий из-за холода и отсутствия света. Обучалось в ней 449 человек (мальчиков - 227, девочек - 222). Из них детей рабочих - 275 (61,5%), крестьян-рыбаков - 20 (4,5%), служащих - 146 (32,5%), прочих - 8 (1,5%). В I ступени (1-4 классы) - 361 ученик, во II ступени (5-7 клас­ сы) - 88 человек. 148 учеников являлись сиротами и полусиротами. Пионеров было 212, комсомольцев - 45. В этом же отчете говорится о том, какие темы были изучены по предметам в течение года. Наряду с классными занятиями с учениками I ступени проводили экскурсии на природу, изучали краеведческие темы, отмечали дни красного календаря. Но итоги учебного года были весьма неутешительными. В I ступени оставлено на второй год 13%, во II ступени - 32,5% учащихся. Низкий процент успеваемости объясняет­ ся в отчете поспешным переходом от программы девятилетки к про­ грамме семилетки. Поэтому подкомиссия (так назывался тогда педаго­ гический совет школы) ставит вопрос о постепенном переходе к семи­ летке. В 1925/26 учебном году школа снова стала девятилетней. В 1925/26 учебном году Мурманская объединенная школа стано­ вится методическим центром губернии. На базе этой школы в зимние, весенние и летние каникулы организовывались курсы повышения ква­ лификации учителей. 22 сентября 1925 года педагогический совет для разработки программы переподготовки учителей избирает комиссию в составе Костылева, Никоновой, Максимовой, Павловой, Агламазо- вой, Климшина2. Большие трудности испытывали учителя с методиче­ ' ГАМО, ф. 90, on. 1, ед. хр. 84, л. 78-83. 2ГАМО, ф. 90, оп. 1, ед. хр. 327, л. 4. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz