Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Г. Н. Петрова о жизни мурманских учителей в 20-е годы в школы II ступени1. Исходя из дальнейшего развития сети школ, пола- гаем, что в 1922-1923 гг. при одной из школ Мурманска, городской или железнодорожной, или при обеих имелись группы II ступени. О жизни мурманского учительства того времени дают яркое пред­ ставление воспоминания старейшей учительницы Мурманска Глафиры Николаевны Петровой: "В 20-е годы в Мурманск из всех губерний молодой Советской Республики прибывало много людей. Рабочие руки нужны были порту, железной дороге, зарождающемуся механизированному рыболовному флоту. Приезжали целыми семьями. Мужья были заняты на производ­ стве, а для жен в те времена работу найти было сложно. При губернских, городских и уездных партийных комитетах соз­ давались тогда специальные женотделы для политического просвеще­ ния женщин, для обучения их различным специальностям. В своей работе женотделы опирались на активисток-женделегатов. Многие работающие женщины - учительницы, врачи, служащие - были женделегатками. Идя на женское собрание, повязывали головы алыми косынками. Собрания проходили в красных уголках производства. На­ ши беседы с работницами и домохозяйками - странички истории на­ шей страны. Мы разъясняли значение ленинских декретов, курса пар­ тии на социалистическую индустриализацию страны, а позже в наш обиход вошли слова "сплошная коллективизация сельского хозяйства". Губком РКП(б) в лице секретарей тт. Вандышева, Егорова, Саль- ковского, заведующей женотделом т. Порожкиной придавал большое значение политическому развитию учителей. Нам систематически чи­ тались лекции на политические темы, а потом мы выступали с докла­ дами, беседами. Нас любовно, заботливо растили, помогали становить­ ся пропагандистами политики партии и Советской власти. В 20-е годы в Мурманске одна за другой создавались школы и пункты ликбеза. При нашей школе было открыто 6 групп для обуче­ ния неграмотных и малограмотных. Почти каждый учитель начальных классов вел группу, занимались три раза в неделю... 1См.: Киселев А. А. Родное Заполярье. Мурманск: Кн. изд-во, 1974. С. 170. 59 Школы Мурманска в 20-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz