Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
О выпускнице МГПИ Т. Н. Лапиной причем эта наша "взрослость" доказывалась подчас далеко не "взрослы ми" способами. О коллективном уходе с уроков вспоминали мы долго и с восторгом, дерзость принимали за храбрость, лентяя и хулигана - за независимую личность. И как важно педагогу, учителю не растеряться, не махнуть рукой, а помочь тому, кому трудно разобраться в себе и окру жающих, завоевать доверие. Точнее, заслужить. Таким учителем для нас стала Татьяна Николаевна Лапина. Ведет она историю и обществоведение в старших классах и казалась нам олицетворением строгости. Но что она за человек, узнали мы лишь в восьмом классе, когда поехали на новогодних каникулах в Ригу. Мы дружно завидовали десятому "г", имевшему такую классную руководи тельницу: строгую и веселую, умную и справедливую. В Риге в Домском соборе, выстроенном в VIII веке немецкими рыцарями, выступал приезжий органист. Татьяне Николаевне удалось заказать билеты, и всю дорогу в поезде она делилась с нами своей мечтой побывать на концерте орган ной музыки... И вот этот день настал. Накануне мы побывали в соборе с экскурсией и с нетерпением ожидали вечера. Но у одной девочки из нашей группы поднялась температура, и Татьяна Николаевна осталась с ней, хотя меч тала побывать на этом концерте больше всех нас, вместе взятых. Харак тер, моральный облик человека складывается из его поступков. Татьяна Николаевна - человек, которому хочется подражать. Ни одного лишнего или фальшивого жеста, ни одного слова, поступка, обидного для нас или роняющего ее в наших глазах. Не секрет, что в школе многим учителям дают прозвища или называют сокращенно, а то и просто: "англичанка", "русичка". Татьяну Николаевну всегда (в том числе и в разговорах между собой) называли полным именем. И это не вымысел, это действительно так. Просто язык не поворачивался сказать иначе. Ее невозможно не ува жать как педагога, как человека, как женщину. Пожалуй, самая яркая им понирующая нам черта ее характера - стремление видеть в человеке (кем бы он ни был и каким бы он ни был) прежде всего хорошее. Не выдумы вать, а именно видеть. И это сочетается в ней с самой строгой требова тельностью к себе и другим, строгостью и принципиальностью. Одна из учениц нашего класса так выразилась: "Татьяна Николаевна - барометр. И если она недовольна нами, сердится на нас - значит, мы в самом деле стали хуже". И, совершив проступок, мы больше всего опасались не гнева нашей классной руководительницы (тоже хорошего педагога), а неодобре ния Татьяны Николаевны. Ее уважали и перед ней было действительно стыдно и неловко. Некоторые классные руководители даже ревновали свои классы к ней. 501 Мурманский педагогический институт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz