Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

О выпускнице МГПИ Т. Н. Лапиной причем эта наша "взрослость" доказывалась подчас далеко не "взрослы­ ми" способами. О коллективном уходе с уроков вспоминали мы долго и с восторгом, дерзость принимали за храбрость, лентяя и хулигана - за независимую личность. И как важно педагогу, учителю не растеряться, не махнуть рукой, а помочь тому, кому трудно разобраться в себе и окру­ жающих, завоевать доверие. Точнее, заслужить. Таким учителем для нас стала Татьяна Николаевна Лапина. Ведет она историю и обществоведение в старших классах и казалась нам олицетворением строгости. Но что она за человек, узнали мы лишь в восьмом классе, когда поехали на новогодних каникулах в Ригу. Мы дружно завидовали десятому "г", имевшему такую классную руководи­ тельницу: строгую и веселую, умную и справедливую. В Риге в Домском соборе, выстроенном в VIII веке немецкими рыцарями, выступал приезжий органист. Татьяне Николаевне удалось заказать билеты, и всю дорогу в поезде она делилась с нами своей мечтой побывать на концерте орган­ ной музыки... И вот этот день настал. Накануне мы побывали в соборе с экскурсией и с нетерпением ожидали вечера. Но у одной девочки из нашей группы поднялась температура, и Татьяна Николаевна осталась с ней, хотя меч­ тала побывать на этом концерте больше всех нас, вместе взятых. Харак­ тер, моральный облик человека складывается из его поступков. Татьяна Николаевна - человек, которому хочется подражать. Ни одного лишнего или фальшивого жеста, ни одного слова, поступка, обидного для нас или роняющего ее в наших глазах. Не секрет, что в школе многим учителям дают прозвища или называют сокращенно, а то и просто: "англичанка", "русичка". Татьяну Николаевну всегда (в том числе и в разговорах между собой) называли полным именем. И это не вымысел, это действительно так. Просто язык не поворачивался сказать иначе. Ее невозможно не ува­ жать как педагога, как человека, как женщину. Пожалуй, самая яркая им­ понирующая нам черта ее характера - стремление видеть в человеке (кем бы он ни был и каким бы он ни был) прежде всего хорошее. Не выдумы­ вать, а именно видеть. И это сочетается в ней с самой строгой требова­ тельностью к себе и другим, строгостью и принципиальностью. Одна из учениц нашего класса так выразилась: "Татьяна Николаевна - барометр. И если она недовольна нами, сердится на нас - значит, мы в самом деле стали хуже". И, совершив проступок, мы больше всего опасались не гнева нашей классной руководительницы (тоже хорошего педагога), а неодобре­ ния Татьяны Николаевны. Ее уважали и перед ней было действительно стыдно и неловко. Некоторые классные руководители даже ревновали свои классы к ней. 501 Мурманский педагогический институт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz