Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Мурманска в 20-е годы Сведения о школах в 1922 году надлежностями школа совсем не снабжена. Одеждой (платьем) школь­ ники совсем не снабжались. Горячей пищи (завтраков) не выдавалось. Инвентарь школы составлен случайно... Учащиеся распределены по группам следующим образом: 1 груп­ па - 199 детей, 2 группа - 84, 3 группа - 55, 4 группа - 48. Классная комната только одна, и поэтому занятия проходят в две смены, каждая группа занимается через день. Мурманская железнодорожная школа I ступени. Функциониру­ ет с июля 1921 г. Учащихся в ней 170. В школе две первоначальные и две средние группы. Занятия ведутся в две смены. Классы просто­ рные и светлые, но в одном из них дети занимаются в пальто. В одном классе парты, в другом - кухонные столы и скамейки. Этот инвентарь взят из сгоревшей городской школы. Материальное положение школы тяжелое, нет учебников, письменных принадлежностей. Мурманская школа учкультвода I ступени. Функционирует с 10 декабря 1921 г. Занятия проводятся в зале клуба. Учащихся 86, учителей 2. Занятия проводятся в две смены, парт нет, вместо них про­ стые столы и скамейки. Мурманская мусульманская школа I ступени. Функционирует с 1 ноября 1921 г., учащихся 71, учителей 2. Школа также испытывает материальные затруднения: нет дров, учебников, школьно-письменных принадлежностей . Организатором и учителем первой в Мурманске мусульманской школы был Исхак Сулейманович Ишмухамедов. Он родился в 1898 году в дер. Вязовой Гай Симбирской губернии. В 1920 году закончил педагогический факультет (татарское отделение) Сара­ товского пединститута. В 1921 году он приехал в Мурманск, организо­ вал школу для обучения татарских детей, где преподавание велось на двух языках - татарском и русском. При губернском отделе возглавлял бюро национальных меньшинств. Был делегатом 1Всесоюзного съезда работников просвещения, выступал по проблемам национальных школ. Участвовал в ликвидации безграмотности на Кольском полуострове, создании Дома политпросвещения. 1ГАМО, ф. 93, on. 1, ед. хр. 20, л. 7. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz