Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Мурманский педагогический институт А. М. Лопинцев об И. Ф. Ушакове, А. М. Шнитмане, В. Н. Шейнкере "по-студенчески" отмечали праздники, дни рождения, часто просто со­ бирались "на огонек". Нас, вероятно, хорошо помнит комендант общежития Зоя Кирил­ ловна Матросова. Она жила со своей семьей в одном здании с нами. Шумела, на что-то указывала, но всегда чувствовалась ее забота о нас и материнское тепло. На это мы отвечали добротой, искренностью, вниманием к ней и ее семье. Думаю, что она нас вспоминает как хоро­ ших жильцов некогда подвластного ей общежития... В 1965 году студенческая братия переехала в новое пятиэтажное общежитие. Это было событие! Представьте себе, мы переехали из пе­ реполненных комнат в апартаменты, где проживали по 3-4 человека. В этом было счастье и грусть. Счастье от того, что нас мало в комнате, изменились условия жизни и работы. Теперь нас только трое - Пере- сыпкин Вячеслав, Канарейкин Сергей и я, Лопинцев Александр. Но мы привыкли к рабочему шуму, шуткам, анекдотам, многочисленным гос­ тям. А тут тишина. И чтобы "разбудить ее", ходили друг к другу "на посиделки". И если вдруг у кого-то не было нужной вещи, конспек­ та или даже еды, то можно было выйти в коридор, громко высказать свою просьбу - и обязательно откроется на этаже 2-3 двери и "сердо­ больные жильцы" соседних комнат помогут разрешить твою проблему. Учили нас прекрасные педагоги. Ну как не вспомнить нашего ис­ торика - краеведа, доктора исторических наук И. Ф. Ушакова, у кото­ рого были удивительные лекции. С каким увлечением он их читал! За­ слушаешься! Под стать ему был профессор А. М. Шнитман, лекции которого мы никак не хотели пропускать. Он был не строг, но своеобразен в об­ щении со студентами и проведении зачета или экзамена. Абрам Мои­ сеевич мог оставить экзаменующихся в аудитории, казалось бы - спи­ сывай, спрашивай, что не знаешь, у других. Но при ответе не всем уда­ валось найти ту "золотую середину", основную мысль или идею, кото­ рая была главной в этом вопросе. Можно было много говорить и прий­ ти на пересдачу, но можно было найти несколько точных главных фраз и выйти с желаемой отметкой в зачетке. А лекции по зарубежной литературе В. Н. Шейнкера! Это же была сказка: богатство лексики, образец литературного языка. Он свободно 444

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz