Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Мурманска в 20-е годы Нотозерская школа шили - надо идти. Пошли несколько раньше обычного. Класс холод­ ный, нетопленый. Сидим в зимней одежде, в шапках. Входит Синцов. Встаем. Каждый думает: "Попадет за вчерашнее!" И, действительно, поп круто обрушился на нас. Начал с того, как это мы, богохульники, перед иконами сидим в шапках. Потребовал, чтобы мы сейчас же сня­ ли верхнюю одежду. Не послушаться было нельзя. Сидим в холодном нетопленом классе. Поповы дети на урок не пришли... А у наших ребят трясутся руки, щелкают зубы. Синцов будто не замечает. Дал задания и сам ушел из класса. Остались мы одни... В голове сверлит: "Скорее бы кончался урок! Бежать надо, бежать из школы!". На следующий день учащихся пришло гораздо меньше. Трое забо­ лели, а другие совсем отказались ходить в школу. Синцов стал зани­ маться только с детьми русских. Сейчас вспоминаю я школу - и в памяти встает грязная, тесная комната в поповом доме. Вижу учителя в черной рясе, вижу его линей­ ку, вижу детей, придавленных и забитых, - детей ропщущих и ждущих случая бежать... В этой школе убивались мечты детства, убивалась дет­ ская радость, у детей отнималось их детство..." После освобождения Севера от интервентов и белобандитов стала развертываться культурно-просветительная работа среди населения. Первое время работа велась главным образом советской кооперацией. В Нотозерской школе, где при интервентах свирепствовал поп Синцов, возобновились занятия. Но это уже была новая, советская школа. Местный кооператив снабжал ее продуктами питания, одеждой, обувью. До 70% учащихся получали обувь бесплатно. Заниматься с детьми стала жена местного начальника погранохраны Анна Яков­ левна Костромичева. Бывшие ученики попа Назара, саамские мальчи­ ки, вновь попали в эту школу. "Школа стала неузнаваемой, молитвы отошли в область преданий. Появились уроки русского языка, арифметики, обществоведения. Учи­ тельница рассказывала нам, что в мире много стран и что одну шестую мира занимает Советская страна. Мы впервые услышали, что такое Советская власть, кого она защищает; узнали о пролетариате, о его борьбе, о Красной Армии. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz