Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Нотозерская школа раз обращалось к союзному командованию с убедительными просьба­ ми освободить для учебных занятий помещение училища от итальян­ ского госпиталя, но каждый раз получало категорический отказ... Англичане, итальянцы, американцы не бессознательно, не в силу военных условий, а сознательно тормозили работу нашей школы. Школьный инвентарь: ученические парты, шкафы, столы и пр. после захвата помещения училища за недостатком помещений и средств для перевоза временно оставлен был в сарае на дворе училища и закрыт под замком. Солдаты (англичане и, в особенности, итальянцы) почему- то сочли себя вынужденными так отнестись к этому инвентарю и архи­ ву и не нашли ничего лучше, как разбить ценный архив, распилить и разрубить так, что затруднялась даже починка 15 ученических парт, и уничтожить 3 парты, 1 книжный шкаф, чугунный котел и прочее... С первых дней восстановления Советской власти на Мурмане Кольская школа получила реальную помощь от Совета. Ей было отда­ но большое здание местного богача Хипагина. Детям начали выда­ вать талоны на муку и рыбу, а позднее стали кормить бесплатными обедами. В Нотозерской школе в 1918 году вместо учительницы, вынуж­ денной оставить свой пост, начал учить саамских детей поп Назар Синцов. Это был, по словам одного из бывших его учеников, "человек строгий". В класс он приходил с линейкой. Перед началом занятий ставил учащихся в ряды перед иконами и заставлял петь молитвы. Ес­ ли кто-либо из учащихся не помнил молитвы, то Синцов бил линейкой по столу, а то и по голове ученика. Особенно доставалась сааму Ники­ фору Глухих. Его поп и линейкой бил, и за уши драл, и за волосы тас­ кал, и выгонял из класса. "После уроков, - рассказывает тот же ученик, - ребята должны были для Синцова пилить и колоть дрова. Не хотелось, конечно. Каж­ дый только и думал улизнуть. Однажды мы все бросили работу и разошлись по домам. Наутро думаем: "Идти в школу или нет?". Ре- 1 Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане: Сб. доку­ ментов и материалов. Мурманск: Кн. изд-во, 1960. С. 299-300. 49 Школы Мурманска в 20-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz