Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школы Мурманска в 20-е годы Политика Советского государства в области народного образования принцип советской педагогики. В программе РКП(б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии, записано: "В области народного просвеще­ ния РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрь­ ской революции 1917 года превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общест­ ва на классы, в орудие коммунистического перерождения общества". Декрет Совета Народных Комиссаров от 26 декабря 1919 года "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" обязывал всех не умеющих читать и писать в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Создавались оп­ ределенные условия: на время обучения рабочий день для неграмотных сокращался на два часа с сохранением заработной платы, для занятий разрешалось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, помещения советских учреждений. Возглавила работу Всерос­ сийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности, обра­ зованная в системе Нарком проса. Без понимания политики Советского государства в области народ­ ного образования трудно осознать специфику, цели, задачи, содержа­ ние, формы и методы работы школы в послереволюционное и предво­ енное время. В области народного образования происходили сложные, неоднозначные процессы. С одной стороны, ликвидировалась болезнь царской России - неграмотность значительной части населения, с дру­ гой стороны, обучение и воспитание были полностью идеологизирова­ ны без учета своеобразия исторического, духовного развития Россий­ ского государства. Было бы ошибочно считать, что все решения партии и правитель­ ства по созданию и развитию новой школы были плохими, а их классо­ вая ограниченность всегда находила адекватное выражение. Творчески работающие учителя, исповедуя классовые подходы, объективно, ино­ гда вопреки марксистской идеологии, утверждали и общечеловеческие ценности. Очень важно понять, что советская школа, основы которой были заложены в 20-е годы, успешно воспитывала настоящих патрио­ тов. Ее воспитанники, став взрослыми, заслонили собой Кольскую землю, Россию, да и не только ее одну, от фашизма. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz