Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Мурманская областная заочная школа моряков учительницы этих школ Анна Васильевна Исакина и Галина Александ­ ровна Федорова. В связи с тем, что не все моряки могли прибыть в порт во время экзаменационной сессии с 30 мая по 20 июня, областной отдел народ­ ного образования в порядке исключения разрешал сдавать экзамены по частям в течение трех экзаменационных сессий. Выпускники получали аттестат зрелости и могли продолжить учебу в вузах страны". В 1960 году Александр Федулович Рябинин сменил на посту ди­ ректора заочной школы моряков Павла Григорьевича Князева. Тогда же он становится первым директором школы рабочей молодежи на Шпицбергене. "Фарерские острова, Ньюфаундлендская банка, Трон- хейм-фьорд, Исландия - где только не бывали морские педагоги!.. В районе промысла 5-6 судов. Вот и кочуешь с одного траулера или сейнера на другой со своими питомцами. А районы промысла все раз­ растаются, все дальше забираются на север. Так вот и добрались до 78-й широты, до Шпицбергена, в 1959 году. А в школе к этому времени уже около 900 человек. Надо тебе, директор, подумывать не только о расширении площади учебных помещений, но и о создании консуль­ тационных пунктов, ведь вечно в море учителям болтаться практиче­ ски невозможно. И тут А. Ф. Рябинину пришла идея, впоследствии оказавшаяся вдвойне удачной: организовать консультационные пункты на Шпиц­ бергене - в Баренцбурге, на Пирамиде и Груманте. Множество судов заходит на остров во время навигации и промыслового сезона. Здесь, на твердой земле, во время более или менее спокойной стоянки моря- ки-ученики могут получить ответы на свои вопросы, написать кон­ трольную, сдать на проверку сочинение... И вот получено "добро" Мурманского областного отдела народно­ го образования, с трудом, но все же раздобыли классные доски, сдела­ ли ремонт, расставили в комнатах столы и стулья, завели журналы. Да, первым всегда трудно, на то они и первые. Педагогов- профессионалов не хватало, точные науки вели в свободное от работы время инженеры рудников... А Александру Федуловичу Рябинину было трудно вдвойне: он ди­ ректорствовал и в первой школе моряков в Мурманске, и в первой ШРМ на Шпицбергене 372

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz