Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

А Ф. Рябинин о специфике обучения моряков Раз вижу: возвращается он с ночной вахты усталый, осунувшийся. Спрашиваю его: "Когда за учебу возьмешься?" А Рулев в ответ: "Какие теперь занятия? Видите, рыба пошла навалом". А через день я еще более горькое услышал, проходя мимо его каюты: "Ему, преподавателю, что - на вахту не ходить. Попотел бы все двенадцать часов в цехе, тогда бы другое запел". Эти невзначай под­ слушанные слова меня словно плетью ударили. Что ж это? Он меня белоручкой считает? У рыбмастера попросил я брезентовый реглан, сапоги, шкерочный нож и пошел на палубу. Моряки смотрят на меня с удивлением. Куда, дескать, учитель так нарядился? Встал рядом с шестиклассником Виктором Беляковым. Он считал­ ся одним из лучших шкерщиков на судне, за минуту успевал по десять штук окуня ошкерить. Говорю ему: "Теперь, Виктор, мы ролями с то­ бой поменялись. Ты за учителя становись, а я за ученика буду". Он улыбнулся, а потом подробно рассказал мне, как нож держать, как ры­ бу потрошить. На вид как будто простая это работа, а сноровка при ней нужна большая. К счастью, я оказался способным учеником и на сле­ дующий день довел выработку до пяти штук в минуту. Когда вернулся я к себе, почувствовал страшную усталость. Паль­ цы рук одеревенели, а на ногах словно гири чугунные, с места не стро­ нешь. Об одном думалось: только бы никто из заочников не пришел, поспать бы теперь. Но в дверь постучали. И пришел тот ученик, кото­ рого я меньше всего ожидал... Рулев. Остановился в дверях, с ноги на ногу переступает. - Вы уж извините меня, - говорит он вполголоса, - неправильно я о вас подумал. Зачет по математике подготовил. Вот, все задачи пе­ ререшал. Наши учителя участвовали и в общественной жизни экипажей, к ним приходили за советами по бытовым, личным и семейным про­ блемам. На берегу проводились консультации, педагогические совещания, обсуждения вопросов методики учебной работы с заочниками, повы­ шения ее эффективности, принимались зачеты и экзамены. В Тюва- Губе были созданы два консультационных пункта при начальной и се­ милетней школах, где занятия по гуманитарным предметам вели 371 Мурманская областная заочная школа моряков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz