Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

В ечернее И ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ в М у р м а н с к о й о б л а с т и ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ МУРМАНСКА Успешно развивалось в Мурманской области вечернее и заочное обучение. Это формы организации учебного процесса для лиц, соче­ тающих учебу с профессиональной деятельностью. Вечернее обучение предусматривает проведение преподавателем (педагогическим коллективом) регулярных занятий с учащимися груп­ пами постоянного состава в удобное для учащихся неучебное время, часто в вечерние часы (отсюда термин)1. В 20-30-е годы вечернее обучение в СССР применялось для лик­ видации неграмотности, получения начального общего образования, подготовки молодежи к продолжению учебы в средних и высших учебных заведениях. С началом Великой Отечественной войны дея­ тельность различных курсов и групп вечернего и заочного обучения на территории Мурманской области прекратилась. На смену мужчинам, ушедшим и уходящим на фронт, в промыш­ ленность и сельское хозяйство пришли женщины и подростки. Многие из них недоучились. Война заставила бросить школу. Руководство страны понимало, что от уровня образования зависит рост производи­ тельности труда. Вот почему правительство 15 июля 1943 года приняло постановление "Об обучении подростков, работающих на предприяти­ ях". В сентябре 1944 года, когда на Кольской земле полным ходом шла подготовка Петсамо-Киркенесской операции по освобождению Запо­ лярья от фашистов, начались занятия в школах рабочей молодежи № 1 и 2 г. Мурманска. Ветеран педагогического труда Сергей Александрович Вирин вспоминает: "Город к этому времени был превращен в развалины. 1См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Большая россий­ ская энциклопедия, 1993.С. 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz