Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Школьные музеи Кольского края Краеведческий музей Ловозерской школы-интерната родов. На помощь пришел КИД - клуб интернациональной дружбы. Его организовала неутомимая Евгения Яковлевна. В разные годы президентами КИДа были Таня Буркова, Лена Сте­ панова, Владимир Блинов и другие. Интернациональное воспитание через материалы, собранные в му­ зее, широко велось на всех уроках. В начальных классах на уроках чтения, письма и арифметики постепенно вводилась интернациональ­ ная тематика. В задачах, например, использовались цифровые данные о численности населения, пионеров, площади государств, с детьми ко­ торых переписываются ученики школы. На уроках пения разучивались песни народов разных стран. В работе школьных музеев очень наглядно отражена история страны, края, духовные, идеологические проблемы общества. Напри­ мер, в фондах музея интернациональной дружбы есть такой материал: "В 1975 году польская школьница поздравила пятиклассников с празд­ ником Христовой Пасхи. Это письмо обсуждалось в классе, причем со всей серьезностью и чувством ответственности за взгляды и мировоз­ зрение зарубежной подруги. Девочке был послан коллективный ответ. В очень тактичной форме ребята писали, что советские пионеры дру­ жат с наукой, отвергающей религию, что у нас есть чудесные праздни­ ки, рожденные новым миром, что эти праздники торжественно отме­ чаются всем советским народом. В ответ девочка написала теплое письмо, где рассказала о праздновании в их городе 1 Мая..." В 1962 году в селе Ловозеро в школе-интернате открылся уни­ кальный музей. Его создал П. П. Юрьев - талантливый человек, учи­ тель географии, саам по национальности. Описание этого музея сдела­ ли А. А. Киселев и Т. А. Киселева: "Еще в начале 60-х годов в Ловозерской школе-интернате появил­ ся краеведческий уголок, который вскоре вырос в школьный музей. Там разместили предметы домашнего обихода: миски и ковши, сде­ ланные из дерева; национальную одежду - пимы, совики, малицы; нар­ ты, оленью упряжь и сети для ловли рыбы; инструменты для выделки оленьих шкур. Все это сделано руками саамских умельцев. Первым, как говорится, по-серьезному собирать старинные саамские вещи, 330

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz