Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Музей интернациональной дружбы СШ № 1 4 Мурманска Работа по созданию музея началась с того, что педагогический коллектив школы разрозненную индивидуальную переписку, которую вели некоторые ученики школы с зарубежными сверстниками и кото­ рая носила случайный, педагогически неуправляемый характер, пре­ вратил в коллективную познавательную деятельность. Ученики школы переписывались со школьниками Болгарии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Вьетнама, Кореи, Индии, Индонезии, Японии, Англии, Франции, Италии, ГДР и других стран. Многие пись­ ма зарубежных сверстников содержали сведения по истории, экономи­ ческой и культурной жизни их стран. Этот материал ученики широко использовали на политинформациях, классных часах, уроках геогра­ фии и истории. В становлении и развитии музея большую помощь оказали шефы - моряки Мурманского пароходства, суда которого были закреплены за каждым классом. Среди них прославленные атомоходы "Ленин", "Арк­ тика", дизель-электроходы "Лена", "Обь", "Волховгэс", "Индигирка" и другие. Суда пароходства часто бывали за границей, и команды их с удовольствием выполняли поручения своих подшефных. Многие экспонаты школьного музея, собранные с помощью шефов, имеют ин­ тересную и поучительную историю. Например, скромная фаянсовая вазочка, изображающая бутон лотоса. История экспоната такова. В 1959 году в Марокко свирепствовал голод. Команда дизель-электро­ хода "Волховгэс", отложив плановый рейс, с грузом продовольствия и медикаментов отправилась к берегам Марокко. Ученики 14-й школы на заработанные своим трудом деньги приобрели медаптечки и порт­ фели для марокканских детей. После разгрузки ценного груза старый портовый рабочий обратился к нашим морякам: "Вы спасли от голод­ ной смерти и болезней многих наших детей. Мы очень хотели чем-то порадовать и ваших детей, но мы нищие, у нас ничего нет. Не обижай­ тесь за скромный подарок, свезите советским друзьям эту вазочку от верных и искренних друзей. Эта ваза изображает священный цветок, который у нас считается символом счастья". Работа в музее потребовала от экскурсоводов более глубоких зна­ ний о зарубежных странах, об обычаях и жизни населяющих их на­ 329 Школьные музеи Кольского края

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz