Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Переход на всеобщее среднее образование Достижения советской школы в 70-е годы щему объему поставляемых учебным заведениям школьных пособий, станочного, электронного, лабораторного и другого оборудования Мурманская область вплоть до 1997 года занимала 5 место по Россий ской Федерации (после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Тюменской областей), а в перерасчете поступающего оборудования на одну школу неизменно занимала первое место. Коллегия Минпроса РСФСР в свое время рекомендовала опыт работы Мурманского учкол- лектора распространить на другие регионы. Небольшой коллектив уч- коллектора четырежды завоевывал переходящее Красное знамя Мини стерства просвещения СССР и получил его на вечное хранение. Учколлектором бессменно руководит отличник народного про свещения Тамара Николаевна Функова. Мария Алексеевна Овчарова, Лидия Николаевна Андрианова, Нина Николаевна Караболаева, Анна Николаевна Долынюк, Елена Александровна Прядкина, Эльвира Нико лаевна Ашакевич трудятся здесь десятки лет, стали высококвалифици рованными специалистами, хорошо знающими сеть школ области. Советская школа в 70-е - первой половине 80-х годов в Заполярье и во всей стране достигла значительных успехов. Практически все дети школьного возраста учились. Успешно решались социальные вопросы, был организован массовый летний отдых детей (большинство из них выезжали на юг с родителями или в пионерские, спортивные, трудовые лагеря), оказывалась материальная помощь многодетным и плохо обеспеченным семьям и т. д. Уровень среднего образования был достаточно высоким. Не слу чайно советские школьники и студенты постоянно занимали призовые места на международных конкурсах. Незначительной была детская преступность. Не существовало та ких понятий, как детская проституция, наркомания, токсикомания. В то же время в советской школе были и серьезные недостатки, обусловленные природой тоталитарного государства: авторитарный стиль общения, формализм в учебно-воспитательной работе, подчине ние интересов личности интересам коллектива, перегрузка, что в усло виях Крайнего Севера сказывалось на здоровье детей, отсутствие мо тивации в учебе, так как специалисты с высшим образованием получа ли более низкую заработную плату, чем не имеющие его. 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz