Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Переход на всеобщее среднее образование П. А. Г ерасішов должность заведующей кабинетом математики". Север понравился Свистуновым. По воскресным дням весной и осенью с рюкзаками за плечами уходили они на целый день в природу. Разводили костерок на берегу реки или на пригорке, ставили самовар, доставали из мешков нехитрую снедь и отдыхали. Собирали цветы, замысловатой причудли­ вости корневища карликовых березок и сосен, украшали собранным свою комнату. В их комнате, куда я был однажды любезно приглашен Неонилой Евгеньевной, во всю стену стоял стеллаж с книгами на языке эсперан­ то. Здесь и русская и зарубежная классика, произведения современных авторов. Василий Васильевич не только в совершенстве владел этим языком, но и сам был автором ряда произведений на нем. Василий Васильевич много рассказывал о встречах с известными писателями, поэтами, в частности, о Михаиле Васильевиче Исаков­ ском, земляком и учителем которого был, когда работал в Смоленской гимназии. Кстати, в одной из биографий поэта, я нашел фразу о том, что ему помогли стать поэтом учителя местной гимназии и, прежде всего, Василий Васильевич Свистунов". О себе Петр Александрович Герасимов в рукописи "Пятьдесят лет в школе" пишет: "Возвращая мне мою трудовую книжку, инспектор отдела соц- обеспечения подытожила, что мой трудовой стаж составляет пятьдесят лет и 22 дня. Пятьдесят лет! И все в системе народного образования. Из них более сорока в Кольском районе, из которых более тридцати в по­ селке Мурмаши, в условиях вечного холода и полярной ночи. И теперь, уже на склоне лет, думая о прожитом и пережитом, без малейшего компромисса с совестью могу сказать, что жизнь прожита не зря. Ты­ сячи мальчиков и девочек, юношей и девушек прошли через мои ум и сердце и вышли в жизнь порядочными людьми, нужными и полез­ ными в обществе, опорой в старости своим родителям. Досадные из­ держки - а они неизбежны - встречал я некоторых своих учеников и в исправительно-трудовых учреждениях - не омрачат последних лет моей жизни. А возможно, кто из нынешней молодежи почерпнет что полезное для себя. Мне будет приятно, если воспоминания прочитают мои бывшие и до сих пор мною уважаемые товарищи по работе". 322

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz