Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Военно-патриотическое воспитание Огромную работу по организации военно-патриотического воспи­ тания школьников и молодежи проводил ДОСААФ. Думается, некоторые формы патриотического воспитания школь­ ников крайне целесообразно сегодня возродить: массовую поисковую работу, итогом которой становилось увековечение памяти погибших в годы войны защитников нашего Отечества (составление списков, из­ готовление мемориальных досок, памятников, обелисков, шефство над воинскими захоронениями), создание прекрасных школьных музеев боевой славы. Вспомним, сколько добрых, бескорыстных дел на счету тимуровского движения, поисковых операций "Память", "Забота", "Ор­ ден в нашей семье" и других. В школах проходили митинги, торжественные линейки, посвя­ щенные важнейшим событиям в жизни страны. Часто такие мероприя­ тия проводились совместно с родителями у памятников боевой и тру­ довой славы. Классный руководитель школы № 2 Мурманска JI. И. Горелова рассказывает: "Особенно хорошо был проведен митинг, посвященный 40-летию изгнания фашистских захватчиков с Кольской земли, кото­ рый проходил у памятника морякам тралового флота - защитникам За­ полярья. На митинг был приглашен ветеран войны и труда, бывший работник тралового флота С. И. Кулешов. Присутствовали все ученики со своими родителями, старшими братьями и сестрами. Когда отзвучала музыка, выступил наш гость. Он говорил о том, что хорошо знал многих из тех, кому воздвигнут этот памятник, и тог­ да, перед войной, он совсем не мог предположить, что наступит вот такая минута, когда о них, о его товарищах, надо будет говорить как о погибших, как о героях. Сказал он эти слова и, как говорят, "комок в горле застрял", не мог больше проронить ни единого слова. Стоял и плакал. Стояли и плакали и мы, все присутствующие: малыши и школьники, среди которых были и октябрята, и пионеры, и комсо­ мольцы. И как клятва прозвучали слова Ольги Берггольц: Я клянусь так жить и так трудиться, Чтобы нашей Родине цвести, Чтоб вовек теперь ее границы Никаким врагам не перейти. Я клянусь! 315 Переход на всеобщее среднее образование

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz