Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Народное образование Кольского края до революции Воспоминания Г. Н. Петровой о дореволюционных школах Цель обучения: научить детей хорошо и осознанно читать Библию и другие религиозные произведения. А в 1889 году был принят "Закон о городских и деревенских школах", который вводил обязательное се­ милетнее образование для всех детей. Учебный план включал следую­ щие предметы: христианство, норвежский язык, история, арифметика, прикладная геометрия, основы географии, естественные науки, основы здорового образа жизни, пение, ручной труд, рисование. Три послед­ них предмета в деревенских школах изучались по выбору. Норвегия стала одной из первых стран Европы, которые уже в XIX веке ввели обязательное для всех детей семилетнее образование. В фондах музея имеются воспоминания Глафиры Николаевны Петровой о дореволюционных школах на Кольской земле: "Я живу на Кольской земле с 1912 года и хорошо помню эти нека­ зистые, а иногда и старые школьные здания, в которых обучали далеко не всех детей. Церковноприходская школа. Три класса, один учитель. Учебники, по которым учились несколько поколений, скудные наглядные посо­ бия, мало школьно-письменных принадлежностей, бедная библиотека. На Кольском полуострове не было ни одного среднего учебного заведения. Хоть и мало было школ, население края, особенно мужское, тяну­ лось к школе, к грамоте. Рыбаку без нее было трудно. Плавали на су­ дах на Мурманский берег ловить рыбу, а с рыбой - в Норвегию, в Ар­ хангельск. Грамота была нужна многим. Женщины, которые когда-то учились в школе, часто разучивались читать и писать, так как им некогда было заглянуть в книгу и книг не было. Получался рецидив неграмотности. В свободное время они лю­ били сказки, песни, небывальщины, на что были великие мастерицы. Учительские кадры посылались из Архангельска. Образование - епархиальное училище (женщины), а мужчины - учительская семина­ рия. Разные были учителя. Одни ограничивались только уроками в школе, другие вкладывали всю душу в обучение в воспитание детей, вели просветительскую работу среди населения. Больше сорока лет проработала в Варзуге учительница А. А. Резанова, обучившая не- 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz