Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

М.Ф.Николаева "Среди директоров школ Мурманска в 50-70-е годы заслуженным авторитетом и уважением пользовалась Мария Федоровна Николаева. В 1964 году вместе с педагогическим коллективом перешла она во вновь построенное здание на ул. Самойловой (до этого школа находи­ лась в здании на ул. Книповича). Много сил вложила она в оборудова­ ние учебных кабинетов и мастерских. Усилиями шефов (работников рыбокомбината) и старшеклассников был создан современно оборудо­ ванный спортивный комплекс, один из лучших в городе. Летом играли в футбол, зимой - в хоккей, катались на коньках не только школьники, но и учащиеся расположенного рядом со школой мореходного училища. Мария Федоровна умело использовала творческое сотрудничество педагогического и шефского производственного коллективов для ус­ пешного решения вопросов ремонта школы, обеспечения школьных учебно-производственных мастерских оборудованием, материалом, инструментом. В построенной шефами теплице дети зимой и летом выращивали огурцы, зеленый лук, салат и другие овощи, существенно дополнявшие витаминами питание школьников. Определенная часть собранного урожая продавалась населению. Возглавляла эту работу биолог, учи­ тель сельскохозяйственного труда О. А. Гольдштейн. Под руководством Марии Федоровны, учителей биологии силами учащихся было выращено вокруг школы около сотни деревьев и кус­ тарников. В школе всегда царил образцовый порядок. Требовательная к себе, коллегам и детям, Мария Федоровна много внимания уделяла форми­ рованию культуры поведения, познавательных интересов учащихся, их внешнему виду. Богатый опыт школы в организации учебно-воспитательной рабо­ ты часто использовался городским и районными отделами народного образования, ИУУ для проведения семинаров и практикумов с учите­ лями и руководителями школ". М. Ф. Николаева на личном примере показывала, как нужно отно­ ситься к педагогической деятельности. На работу она приходила к семи часам и каждый день при входе в школу встречала учеников и учи­ 311 Переход на всеобщее среднее образование

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz