Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Переход на всеобщее среднее образование Военная судьба Б. А. Глухова жении большого промежутка времени целый институт не смог сделать того, что удалось небольшой группе специалистов. Москва попросила прислать им в качестве сотрудника одного из носителей языка, кото рый был членом нашего авторского коллектива по созданию алфавита. Наши специалисты откликнулись на эту просьбу в надежде на совме стную плодотворную работу и рекомендовали в Москву А. А. Антоно ву. Как только она перешла на работу в Москву младшим научным со трудником НИИ национальных школ, наши сотрудники стали рабо тать в "атмосфере травли и неприятия", т. е. в очень трудных условиях. А. А. Антонова совместно с сотрудниками института написала саам ский букварь с большим количеством ошибок и недоработок, в кото ром была нарушена система диакритических знаков. Учителя отказы вались по этому букварю учить детей. Минпрос, чтобы как-то "про толкнуть" букварь, решил сделать это через ВДНХ, ходатайствуя о на граждении его медалью ВДНХ. Но этого, к счастью, не случилось, а букварь вообще был снят с экспозиции. Вот в такой атмосфере уже после выхода букваря А. А. Антоновой мурманчане на многочисленных заседаниях продолжали отстаивать свой алфавит. Он был одобрен учеными института языкознания Ака демии наук СССР, институтов истории языка и литературы Карелии, Эстонской ССР, специалистами Тартуского государственного универ ситета, но Минпрос это не удовлетворило. На очередное заседание в Мурманском обкоме партии были приглашены академик Б. А. Сереб ренников, ученые из Эстонии, представители Новосибирского научно го центра, НИИ национальных школ Минпроса, научные работники Карелии. На этом заседании должен был произойти полный "разгром" научных концепций областной авторской группы и алфавита. Но мур манчане так аргументированно выступали, что все присутствующие поддержали их. Позднее даже Г. М. Керт, несмотря на то что вся его монография оказалась спорной, признал работу наших специалистов и принял их доказательство того, что саамский язык имеет вполне со временную структуру, а по богатству, образности и своеобразию не уступает другим развитым языкам". Была у Б. А. Глухова еще и военная судьба, достойная того, чтобы о ней знали и помнили. В 1941 году он закончил десять классов 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz