Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Создание саамской письменности к 6-7 классу, происходит торможение в развитии, которое в дальней шем трудно преодолеть. При создании алфавита трудность заключалась в том, что в саам ском языке есть звуки, нехарактерные для русского языка, а также по лумягкие согласные. Но работа группы была облегчена тем, что саамы обычно писали друг другу письма на родном языке, но русскими бук вами. Поэтому в основу алфавита положена кириллица и разработаны дополнительные диакритические знаки, обозначающие звуки, отсутст вующие в русском языке. В качестве опорного диалекта для создания саамской письменности, мы взяли из 4-х известных диалектов киль- динский, так как на нем говорит большинство саамов (говоры кильдин- ский, ловозерский, варзинский, бабинский). К тому же этот диалект является центральным по своему географическому и экономическому положению и промежуточным по составляющим его характерным при знакам". Исследователи составили несколько текстов, с которыми приехали в Ловозеро. В исполкоме собрались саамы. Им объяснили значение ди акритических знаков и попросили вслух прочитать тексты. К радости создателей алфавита, все присутствующие саамы поняли, о чем идет речь в этих текстах! "Но кроме алфавита нужно было выявить грамматический строй и особенности языка, - продолжает свои воспоминания Борис Алексан дрович. - Здесь мы положили в основу принцип изменения коренных гласных, то есть совершенно отошли от Керта. И тут мы увидели, что нами совершено лингвистическое открытие - слова уложились в 4 типа склонения и 4 типа спряжения! Много ценных замечаний, советов и дополнений по лексике и фразеологии саамского языка наш автор ский коллектив получил от Н. Е. Афанасьевой, Е. И. Мечкиной, А. Е. Мозолевской, Г. А. Друженькова и других как носителей языка. Все это позволило нам в "Саамско-русском словаре" впервые в истории дать грамматику саамского языка. Но не нужно думать, что все происходило так гладко. Вначале, до создания алфавита, Минпрос поддерживал работу группы. Но после его создания НИИ национальных школ Минпроса резко изменил свое отношение к работе наших специалистов. Оно и понятно - на протя 301 Переход на всеобщее среднее образование
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz