Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
Народное образование Кольского края до революции Священник П. Дмитриев часа в сопровождении своих жен, ведущих детей своих, без слез уже на глазах, начали заявлять г. начальнику о согласии своем обучать детей грамоте”. Несмотря на то, что Казанский миссионерский съезд 1885 года определенно высказался за изучение местных языков, на местах сдвига в этом отношении не наблюдалось. Как правило, приходское духовен ство очень неохотно бралось за это дело. Были случаи, когда священ- ник-учитель приглашал себе на урок переводчика. Так, уже упомяну тый нами нотозерский священник Дмитриев, набрав в школу саамских детей и приступив к занятиям, буквально растерялся, увидев учеников, вовсе не понимавших того, что он сообщал им на уроках. И Дмитриев решил сначала хоть немного научить их русскому языку, а затем уже приступить к обучению Закону Божьему. Для этого он приглашал на уроки кого-нибудь из саамов, знавших русский язык, и, показывая учащимся Евангелие, крест, стол, стул и т. д., заставлял переводчика называть эти предметы сначала на саамском, а потом уже и на русском языке. Нетрудно представить, что это были за уроки. Если к этому до бавить, что приходские школы помещались в исключительно плохих зданиях, часто в церквах, в сторожках, темных, холодных, без самого элементарного оборудования, что учебный год в этих школах был крайне короток, обычно не превышал трех-четырех месяцев, то станет ясно, что открытые на Севере школы далеко не оправдали надежд ду ховенства. Анализ данных о развитии школ на Севере России в дореволюци онный период позволяет сделать несколько выводов: 1. Нерусское население Крайнего Севера России в дореволюцион ный период было в подавляющем большинстве неграмотным. 2. Если учесть, что территория Кольского полуострова значитель но меньше других северных территорий России, то можно сказать, что на Мурмане грамотность населения (и русского, и туземного) была выше, чем в других северных районах страны. 3. Наибольшее число школ было открыто в тех окраинных рай онах России, где сталкивались экономические и политические интере сы ряда государств. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz