Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Переход на всеобщее среднее образование Преподавание иностранных языков вания иностранных языков во всех школах области. Сущность педаго­ гической инновации заключалась в переходе на устную основу обуче­ ния. Работа шла по трем главным направлениям: практическое обуче­ ние учителей методике преподавания устного вводного курса; активи­ зация речевых навыков учителей иностранного языка; работа с заве­ дующими рай(гор)оно, инспекторами, директорами и завучами школ по обеспечению с их стороны грамотного, квалифицированного кон­ троля за перестройкой преподавания иностранных языков1. Были отобраны 40 наиболее подготовленных и опытных учителей иностранного языка, которые тщательно изучили методику преподава­ ния устного вводного курса и после этого прошли стажировку на спе­ циальных курсах в Ленинграде и Воронеже. Вернувшись в родные школы, они организовали обучение коллег новой методике преподава­ ния. В области было создано более 30 школ передового опыта. Инсти­ тут усовершенствования учителей ежегодно летом и зимой проводил курсы и семинары-практикумы по языку, на которые систематически приглашались преподаватели из ГДР. С их помощью при кабинете иностранных языков ИУУ был собран большой методический и стра­ новедческий материал: магнитофонные ленты с записями лекций, тек­ стов учебников, стихотворений, художественной прозы, начитанных немецкими специалистами-филологами, цветные диапозитивы (свыше 2 тыс.), книги и другое. Для дальнейшего совершенствования разговорной речи для учите­ лей немецкого языка ежегодно стали организовываться поездки в ГДР группами по 30 человек. Заполярные учителя побывали в Котбусе, Берлине, Эрфурте, Лейпциге, Карл-Маркс-Штадте, Потсдаме, Веймаре. И везде посещали музеи, театры, педагогические институты, школы, присутствовали на уроках русского и немецкого языков, обменивались опытом работы с немецким коллегами, слушали лекции по методике преподавания языков в ГДР. Много давали эти поездки и для расшире­ ния общего кругозора. В Англии прошли стажировку 30 учителей анг­ лийского языка. Первыми освоили новую методику преподаватели иностранных языков Р. Е. Лапицкая, Л. Г. Волкова, Р. Н. Лаврова, 1См.: За высокое качество обучения и воспитания: Сб. Мурманск, 1963. С. 60. 288

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz