Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Переход на всеобщее среднее образование Н. И. Аверин Организаторами массового движения за работу без второгодничества в Кандалакше были заслуженные учителя А. А. Обрезумова и А. П. Ко­ жевникова. Школы передового опыта получили широкое распространение. В 1963 году в области уже действовало 192 такие школы, в том числе в Мурманске - 28, в Североморском районе - 16, в Кировском районе - 20, в Мончегорском - 12. Большой вклад в развитие народного образования в Мурманске внес Николай Иванович Аверин. С 1963 года 17 лет он возглавлял гороно. Учителя города ценили его как прекрасного инициативного руководителя, знающего, принципиального, требовательного и спра­ ведливого человека. Анна Васильевна Петруненко пишет: "Я была молодым неопыт­ ным директором большой и нелегкой школы № 9. Работа в коллективе директоров школ под руководством Николая Ивановича стала для меня большой жизненной и профессиональной школой, буквально утверди­ ла мою линию жизни. Его энтузиазм, вера в правоту наших идей, мудрость житейская и профессиональная передавались и генерировались в нас - руководя­ щих кадрах народного образования. Мы все "горели", подпитывались новаторством, педагогическими находками ИУУ и гороно, наши пед­ коллективы мудрели. А во время летних отпусков я с гордостью де­ лилась нашим мурманским опытом и нашими педагогическими наход­ ками с коллегами из Ростова и Краснодара, а мне завидовали, что у нас в Мурманске так интересно работать. Мы во всем доверяли Николаю Ивановичу, а часто и восторгались его умными, деловыми и убедительными выступлениями, его объек­ тивным анализом и знали, что он справедлив и принципиален и в лич­ ном общении, и в руководстве нашей педагогической армией. Интел­ лигентность, такт, уважительное отношение к людям, порядочность в деловом общении, педагогическая мудрость Николая Ивановича не­ забываемы". Известные директора школ Мурманска В. А.Скиотис и О. В. Марь- енко (Колтышева) вспоминают: "Отводя приоритетное значение прак­ тической направленности в профессионально-трудовой подготовке 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz