Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

М. А. Погодин Материалы о деятельности заполярного педагога-ученого широко представлены в музее МГПИ. Это большой красочный альбом о работе М. А. Погодина в Полярненской средней школе, книга "Ученические организации в борьбе за знания", тетради с рабочими записями, в кото­ рых он анализировал каждый день работы в школе, труды его учеников с дарственными надписями, многочисленные фотографии. В. П. Манухин, ученик и соратник Михаила Андреевича, вспоми­ нает: "Мне, начинающему тогда педагогу, посчастливилось впервые встретиться с Михаилом Андреевичем в 1962 году. Динамичный, энер­ гичный, доброжелательный, он сразу снял с меня скованность, робость, тут же дал пять-шесть советов, которым следую и по сей день. Всем нам было ясно с первого взгляда, что это прекрасный организатор и душа образования на Кольской земле". Галина Борисовна Садовская, старейший преподаватель МГПИ, называя М. А. Погодина "своим наставником", рассказывает: "Если попытаться коротко сформулировать свои первые впечатле­ ния от знакомства с Погодиным, то, наверное, так: легко, светло, инте­ ресно, радостно. Талантливый организатор, Михаил Андреевич создал в институте прекрасный коллектив методистов, лучше сказать, единую дружную семью, которую вспоминаю с удовольствием... Михаил Андреевич отличался огромной работоспособностью, знал упоение в труде, а отдых видел лишь в переходе от одного вида дея­ тельности к другому. Михаил Андреевич учил меня работать с родителями, выступать перед аудиторией: "В глаза смотрите слушателям, никаких шпаргалок, сердцем говорите, умейте убедить, уговорить, вселить надежду, вовле­ кайте родителей в решение педагогических задач, организуйте коллек­ тивное думание". Помня эти уроки, читала я свои первые лекции на бондарном заводе. Поставят меня на обыкновенную бочку - говорю и "смотрю в глаза слушателям" (а до этого десять раз текст перечитаю, почти наизусть выучу!). Зато как приятно услышать: "Спасибо от рабо­ чих! Приходите еще!" Нет выше награды. Где только ни читала я лекций впоследствии: в школах, клубах, театрах и кинотеатрах, - но уроки лекторского мастерства, которые преподал мне М. А. Погодин, помню всегда. 265 Переход на всеобщее среднее образование

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz