Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.
"Азбука для лопарей... " С апреля до конца мая - у Борисо-Глебской церкви. В мае - экза мены, а потом - снова каникулы. Этот план, однако, не удалось реализовать до конца. В местах рыбного лова, у озер, не оказалось такого помещения, где можно было бы развернуть занятия... Щеколдин стал проводить школьное обучение в двух только пунктах: зимой - в погосте Пазрека и весной - у Борисо- Глебской церкви на границе Норвегии"1. Проект К. П. Щеколдина исключительно интересен. Это была первая попытка приспособить обучение к хозяйственной деятельности и к образу жизни кольских саамов. Важно, что даже "урезанный" про ект позволил увеличить время обучения в школе с 2-3 месяцев в году до восьми. В музее хранится ксерокопия "Азбуки для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии", изданной православным миссионерским обществом в 1895 году. В ней была заложена идеоло гия России того времени: самодержавие, православие, народность. Вот несколько отрывков из этой книги: Народный гимн Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, Царя храни! В рассказе "Отец и дитя" мы знакомимся с мудростью народной педагогики: "Отец приказал сыновьям, чтобы они жили в согласии, не брани лись, но они не слушались. Вот он принес связанный веник и сказал: "Дети, сломайте этот веник". Они все пробовали переломить этот 1 Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. С. 39-40. 29 Народное образование Кольского края до революции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz