Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Народное образование Кольского края до революции К. П. Щеколдин "сблизиться" с коренными жителями, изучить их языки, найти непо­ средственный способ общения. Старые методы работы по внедрению христианства были недостаточно эффективны. Было решено прибли­ зить школы к месту проживания и производственной деятельности местного населения. Это сохраняло бы материальные средства, кото­ рые шли на строительство школ-общежитий, школ-приютов, а главное, не отрывало бы детей от семьи, от национального уклада жизни. К. П. Щеколдин представил свой проект школы в 1887 году на утверждение Победоносцева, а через год - в епархиальный училищный совет. "В этом проекте Щеколдин указывает, что саамы Пазрекского прихода в течение года меняют четыре места: 1) С января месяца по апрель они живут в зимнем Пазрекском погосте. 2) С апреля до конца мая - на границе Норвегии в районе Борисо-Глебской церкви; здесь, на море, они промышляют рыбу. 3) С мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на берег Пазрекского залива и ловят сайду и семгу, а мужчины, оставаясь у Борисо-Глебской церкви, продолжают промышлять на море. 4) В начале августа саамы со своими семьями выезжают на реку Паз и озера для промысла рыбы; здесь находятся до октября - ноября. В ноябре - декабре они кочуют со своими стадами по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте. Учтя такой образ жизни саамов, Щеколдин решил, что школа в Пазреке должна быть, во-первых, передвижная, работающая в тех местах, где находится население, во-вторых, она должна иметь иную, чем обычно, структуру учебного года. Учебный год, по мысли Щеколдина, должен быть разбит на четы­ ре периода: Первый период, сентябрь - октябрь, когда школа должна находить­ ся: в сентябре - на озерах Вам и Пыр, в октябре - на озере Чалм. В этот период он считал целесообразнее всего обучать русской разговорной речи, вести устные занятия по священной истории и учить детей петь. С конца октября по январь, когда саамы кочуют в разных местах и наступает темная пора, лучше всего делать каникулы. Дети в это время могут кочевать со стадами оленей и обучаться пастьбе их. С января до апреля школа открывается в погосте Пазрека. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz