Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Итоги восстановительного периода Особенно богатой по количеству и разнообразию экспонатов была вы­ ставка в 1948/49 учебном году, развернутая в помещении школы № 2 г. Мурманска. Ее посетили практически все учителя и учащиеся горо­ да. Здесь можно было увидеть макеты ветряной мельницы и современ­ ной электростанции, Кольского острога и кварталов будущего Мур­ манска, модели планеров и самолетов, большое количество учебно­ наглядных пособий по физике, геометрии, истории, географии и т. д. Учащиеся 6, 7 и 9-х классов школы № 7 под руководством учителя физики Николая Михайловича Свистунова демонстрировали модель эсминца, управляемого по радио, над которой они трудились на заня­ тиях кружка почти полгода. Ученицы 9 класса женской школы № 2 выставили действующую модель электровоза. Все расчеты и детали ими были выполнены самостоятельно. Электровоз двигался по кольце­ вой электрифицированной железной дороге. Руководила работой школьниц учительница физики Е. Д. Боголюбова. В результате выполнения первого послевоенного пятилетнего плана народное образование Мурманской области не только достигло довоенного уровня, но и превзошло его по ряду показателей. Так, если в 1940/41 учебном году в области имелось 159 школ (включая школы рабочей и сельской молодежи), то в 1950/51 учебном году действовало 210 школ. Успешно развивалось школьное строительство и в Мур­ манске. Ираида Павловна Меньшикова, ветеран педагогического труда, в прошлом завуч 19-й средней школы Мурманска, вспоминает: "В на­ чале 50-х годов на окраине Мурманска (сейчас остановка "Ледовое") появился поселок Строитель. Первой его улицей была Морская. Вме­ сте с жилыми домами в поселке появились магазин, столовая, почта, детские ясли и т. д. Школа № 19 была построена в 1953 году и разме­ щалась сначала в трех бараках, потом были построены еще два, в кото­ рых находилось шесть классных комнат. В школе работало всего 12 преподавателей, училось в три смены 180 детей. В классах было печное отопление, и учащиеся по очереди пилили дрова". В 50-60-е годы интересно, творчески, умело связывая про­ граммный материал с краеведческим, работали учителя географии и 249 В период восстановления народного хозяйства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz