Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

В период восстановления народного хозяйства Проблемавторогодничества К. В. Абрамочкин (директор семилетней школы № 1 г. Мончегор­ ска) - Краеведческая работа в школе; А. И. Позднякова (директор СШ № 7 г. Мурманска) - Краеведческая работа в 7-й средней школе г. Мурманска; Н. О. Юхтер (учитель математики СШ № 1 г. Мурманска) - Об изго­ товлении наглядных пособий по геометрии; J1. Ф. Антропова (директор СШ № 2 г. Мурманска) - История 2-й средней школы г. Мурманска; С. Д. Коган (директор Умбской средней школы) - Средняя школа по­ селка Лесной. Однако анализ работ говорит об их низком научно-методическом уровне. Учителя просто рассказывают о краеведческой работе, не фор­ мируя краеведческих проблем, не раскрывают методику и тем более не выходят на уровень теории школьного краеведения. Одной из серьезных проблем послевоенных школ Заполярья и всей страны являлось массовое второгодничество. В среднем звене в каждом классе 5-12 человек оставалось на второй год. Многие учени­ ки получали задание на лето и после испытательного срока нередко переводились классом ниже. Главная причина второгодничества - низ­ кий научно-методический уровень учителей, острая нехватка педаго­ гов, имеющих специальное среднее и высшее образование. Л. Ф. Антропова вспоминает: "Когда в Мурманске и области раз­ вернулось школьное строительство и в строй вступили многие школы, оказалось, что недостает учителей. Партийные и комсомольские орга­ низации обратились с призывом к учащейся молодежи и к ученикам 10-х классов. Комсомольцы 10-й школы, а за ними другие отозвались на призыв, стали работать учителями"'. Общеизвестно, что энтузиазм заменить педагогическое мастерство, знание педагогики и психологии не может. Большинство таких "учителей" не владели дисциплиной на уроках, не знали методики преподавания, а отсюда и низкая успевае­ мость. Вызывают сомнения и наказания учеников, распространенные 1Антропова JI. Ф. История 2-й средней школы г. Мурманска // Метод, сб. Мур­ манск: ИУУ, 1947. С. 93. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz